Филателистический
музей и библиотека |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ББК76.106 М60 Миловидов Е. В. М60 Антарктические письма. — М.: Связь, 1980. — 80 с., ил. — (Библиотека юного филателиста; Вып. 6). 25 к. Рассказывается о почтовой связи советских антарктических станций и истории их развития. Приводятся данные о географическом положении станций, их особенностях и другие познавательные сведения, которые будут интересны юным филателистам. Книга написана на основе материалов советских антарктических экспедиций, а также выпущенных марок, художественных маркированных конвертов, календарных штемпелей станций в штемпелей специальных гашений. Для юных филателистов. 80300—110 М — 88—80 4403020000 ББК 76.106 045(01)—80 Рецензент О. А. Чуткий Евгений Васильевич Миловидов АНТАРКТИЧЕСКИЕ ПИСЬМА Выпуск 6 Ответ, редактор Н. Г. Дубровская Редактор С. А. Панасян Художник Л. Я. Катаев Художественный редактор Р. А. Клочков Технический редактор Г. Ц. Колосова Корректор Н. В. Козлова ИБ № 693 Сдано в набор 13.12.79 г. Подл, в печ. 28.07.80 г. Т-04520. Формат 70X90/32. Бумага офсетная № 1. Гарнитура балтика. Офсет. Усл. печ. л. 2,92. Уч.-изд. 2,73 л. Тираж 40 000 экз. Изд. № 18617. Заказ № 9028. Цена 25 к. Издательство «Связь». Москва 101000, Чистопрудный бульвар, д. 2. Типография издательства «Калининградская правда», г. Калининград обл., ул. Карла Маркса, 18. © Издательство «Связь», 1980 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ АВТОРА Почтово-филателистические материалы, рассказывающие о героическом труде советских полярников в Антарктиде, являются не только отражением успехов в деле претворения в жизнь решений Коммунистической партии и Правительства Советского Союза о развитии естественных наук, но и служат действенным средством патриотического воспитания юношей и девушек нашей страны. Эта небольшая работа посвящается юной филателистке, моей внучке, Лене Климиной и всей нашей подрастающей смене. В книге сделана попытка заинтересовать молодое поколение полярной филателией и таким образом организовать его досуг, расширить знания о делах Советской антарктической экспедиции и об истории и географии Антарктики. Те же, кто уже увлечен антарктической почтой, найдут здесь основные сведения о почтовых связях советских антарктических станций с родиной и другие материалы по советской антарктической филателии. Небольшой объем книги не позволил остановиться на всех марках, конвертах, спецгашениях и т. п., относящихся к теме. Совсем, например, не рассказано о кораблях советских экспедиций, сопроводительных штампах и т. п. Это дело большого исследования и не входит в наши задачи. В книге не вводится своя нумерация материалов, а приводятся номера, присвоенные им в соответствующих каталогах, которые даны в списке использованной литературы. Материалы, не вошедшие в упомянутые каталоги, даются по датам их выпуска. Автор выражает искреннюю признательность товарищам А. Б. Будрецкому, П. А. Гордиенко, Б. И. Имерекову, А. А. Лебедеву, М. П. Пискову, В. М. Рогачеву, П. К. Сенько, О. А. Чуткину, В. А. Якобсу, И. И. Якубайтису и другим, оказавшим помощь материалами и советами при написании этой книги. АНТАРКТИЧЕСКИЕ ПИСЬМА Письма с Белого континента, письма из Антарктиды! Какой филателист останется равнодушным к этим, порой измятым, измазанным, иногда красочным, иногда невзрачным конвертам, покрытым почтовыми и сопроводительными штемпелями советских антарктических станций? Проделав путь во многие тысячи километров от южных высоких широт до портов родины, они затем тысячью ручейков растекаются по городам и селам Советского Союза и зарубежных стран, становясь своеобразными пропагандистами дел советских ученых. Чтобы получать письма из Антарктиды, нужно и самому писать их. Это хорошо знают и маститые филателисты, и юные «полярники». А вот кому и как правильно адресовать свои письма, знают не все. Куда же писать, где и кем обрабатывается корреспонденция, идущая в адреса советских антарктических станций? Как часто происходит отправка писем и какими видами транспорта они доставляются? Каковы особенности почтовой связи нашей страны со своими станциями в Антарктиде? Попытаемся дать ответ на эти вопросы. «Полярным штабом» нашей страны является ордена Ленина Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ). Под его руководством ежегодно организуются различные экспедиции к северной и южной полярным шапкам Земли. В ААНИИ имеется оперативный отдел «Советская антарктическая экспедиция» (САЭ), в котором и сосредоточивается вся корреспонденция, идущая в Антарктиду. В помещении САЭ висит обыкновенный почтовый ящик. На нем латунная пластинка, на которой выгравированы пингвин с конвертом и надпись «Для писем в Антарктиду». Письма из него вынимают не работники почты, а сотрудник отдела САЭ. Как видим, для жителя или гостя Ленинграда отправка писем в Антарктиду очень проста: приходи и опускай в ящик. А как же быть, если вы живете, например, в Певеке и хотите послать письмо начальнику станции Восток 25-й САЭ? Адрес будет такой: 191.104, г. Ленинград, Д-104. Наб. реки Фонтанки, 34, ААНИИ, 25-я САЭ, начальнику станции Восток. Ожидать ответа на письмо иногда приходится до двух лет. Это объясняется особенностью почтовой связи Антарктиды с родиной. Корабли САЭ уходят к берегам шестого континента один раз в год, с ними идет и почта. Обычно это происходит в ноябре—январе. Если ваши письма запоздают к этому времени, то они целый год будут ожидать следующей САЭ. При этом нужно иметь в виду, что Министерство связи доставляет письма в ААНИИ и на этом его функции заканчиваются. За прохождение почты на отрезке в 15000 км от ААНИИ до станций в Антарктиде и обратно несут ответственность работники ААНИИ. В первых экспедициях, когда почтовый штемпель имелся только в Мирном, его получал и нес за него ответственность начальник отряда связи и радионавигации. Позднее, когда штемпеля появились и на других станциях, получать их стали начальники станций и передавать заведующим радиостанциями. Таким образом начальник станции выполняет функции начальника отделения связи, а радисты — почтовых операторов, обрабатывающих корреспонденцию. Это большая, однообразная и утомительная работа выполняется на общественных началах и, к сожалению, даже не фиксируется в отчетах. Вот что пишет по этому поводу советский полярник Л. И. Дубровин: «Министерство связи СССР на ледяном континенте не содержит ни одного из своих сотрудников, но почтово-телеграфная связь с Антарктидой существует. Раз в год к берегам ледяного континента корабли привозят письма и посылки родных и друзей. Правда, те, кто их с таким нетерпением ждут, как правило, вскоре на этих же судах отправляются на родину. Обязанности антарктических почтальонов исполняют радисты. Они принимают и передают корреспонденцию по радио, они же заботятся о доставке писем и посылок на кораблях и самолетах. У них находятся почтовые марки и конверты, они ставят почтовые штемпеля на корреспонденцию». И дальше: «На советских антарктических станциях, как в любом почтовом отделении, есть штемпеля, которые ставятся на отправляемые и поступающие почтовые отправления. В памятные даты, связанные с открытием и исследованием Антарктиды, на почтовые отправления ставятся специальные юбилейные штемпели... Помимо обычных календарных либо специальных штемпелей, на письмах, отправляемых с советских станций в Антарктиде, ставятся различные штампы... Особенно много работы у радистов летом, когда в небе Антарктики появляются экспедиционные самолеты, а в водах Южного океана — корабли, в глубину материка уходят санно-гусеничные поезда и в различных районах ледяного континента работают сезонные полевые отряды, с которыми необходимо поддерживать регулярную связь»* и... поступают письма филателистов. Техника радистов при обработке корреспонденции — штемпель и руки. Трудятся они до волдырей на ладонях и все же часто не успевают обработать тысячи писем до ухода судов на родину. Тогда действует худший для филателистов вариант — письма остаются зимовать на станции, то есть задерживаются ровно на год. *Дубровин Л. И. Человек на ледяном континенте. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. Еще один наболевший вопрос: о количестве корреспонденции. Вот что говорил по этому поводу директор ААНИИ А. Ф. Трешников в беседе с корреспондентом журнала «Филателия СССР» (№ 3, 1977): «Филателистическая корреспонденция идет целыми мешками, приходится разбирать тысячи писем. Как правило, начальник станции передает штемпель радистам и они штемпелюют конверты. Изо дня в день вручную ставятся тысячи штемпелей, а ведь есть еще и основная работа». И далее: «Из года в год растет число любителей полярной филателии, соответственно и количество филателистической корреспонденции. Поэтому мы вынуждены ввести некоторые ограничения. В последующих наших экспедициях будем гасить не более 2—3 конвертов для одного лица». И все же некоторые продолжают слать по 20, 30 и более конвертов и при этом просят погасить их почтовым штемпелем, поставить сопроводительные штампы, написать адреса, пишут целые инструкции, как все это сделать. Сколько же работы они создают радистам! И они не выдерживают. Вот, например, что пишет радист обсерватории Мирный 24-й САЭ Александр Алексеевич Лебедев: «К Вам есть небольшая просьба: еще раз написать в журнале «Филателия СССР», что мы более двух конвертов одному лицу гасить не будем, так как задыхаемся от потоков писем, а ведь у нас есть еще и основная работа. Некоторые присылают по нескольку десятков конвертов с кучей просьб. Честно говоря, нам даже читать эти просьбы некогда». ПРОШЕДШИЕ ПОЧТУ ИЛИ НЕ ПРОШЕДШИЕ? Независимо от внешнего вида, цели изготовления и способа применения почтовых штемпелей советских антарктических станций, все произведенные ими гашения разделяются нами на два вида: прошедшие почту, то есть конверты, которые наряду с оттиском штемпеля гашения имеют отметки прохождения почтового обращения, например оттиск штемпеля, отмечающего прибытие письма адресату, штамп «Заказное» и т. п.; не прошедшие почту, то есть конверты, которые имеют только оттиск штемпеля гашения, отметки же прохождения почтового обращения у них отсутствуют. Хотя, согласно Почтовым правилам, специальные гашения (СГ) могут существовать и в не прошедшем почту виде, все же истинный филателист предпочтет иметь в своей коллекции конверт, побывавший в почтовом ящике. Но, что делать, если в коллекции пробелы? Приходится удовлетворяться не прошедшими почту гашениями, зная, что их присутствие снизит ее ценность. Кто же изготовляет не прошедшие почту антарктические гашения? Как ни странно, но первопричиной их появления являются сами коллекционеры! Во-первых, если Я. М. Бовин штемпеля советских станций в Антарктиде поместил в каталоге * в раздел «Неспециальные почтовые штемпеля, представляющие интерес для коллекционеров», не присваивая им каталожных номеров, то в следующем каталоге спецштемпелей ** В. А. Якобе даже стандартные штемпеля антарктических станций уже отнес к специальным. Это спорная точка зрения, но, чтобы не вносить путаницы среди почитателей антарктической почты, мы принимаем ее, оговаривая, однако, что СГ, не прошедшее почту, следует помещать в коллекции как исключение, только для показа образца оттиска штемпеля. Особенно это необходимо учитывать при подготовке коллекции к выставке. * Советские специальные почтовые штемпеля. 1922—1961: Каталог. Составитель Я. М. Бовин. М.: Главная филателистическая контора. 1963. ** Специальные почтовые штемпеля СССР. 1922— 1972 гг.: Каталог-справочник. Составитель В. А. Якобе. М.: Связь, 1976. Во-вторых, вследствие отсутствия опыта, а иногда основываясь на каталоге спецштемпелей, некоторые коллекционеры посылают на станции несколько конвертов без адреса получателя и один пакет с обратным адресом, в котором просят вернуть их погашенные конверты. Радисты удовлетворяют такие просьбы и... нарушают Почтовые правила, в которых сказано, что на конверты без адреса получателя ставить календарный штемпель запрещается. Но радисты этого не знают, их никто не инструктирует. Вот почему масса не прошедших почту гашений как на конвертах Министерства связи, так и на служебных конвертах САЭ ходит по рукам филателистов. Мы советуем начинающим коллекционерам воздерживаться от приобретения СГ, не прошедших почту. ДУБЛИКАТНЫЕ ШТЕМПЕЛЯ С введением почтовых штемпелей на советских станциях в Антарктиде и на дрейфующих станциях «Северный полюс» в обиходе филателистов закрепилось выражение «дубликатные штемпеля». В каталоге спецштемпелей они квалифицируются как штемпеля типов II и III. Начинающие любители полярной почты должны разбираться в их происхождении, отличиях и отводить им определенное место в своих коллекциях. Каталог во всех случаях отмечает: «штемпель... является дубликатом, использовавшимся для коллекционных целей». Где и кем они использовались, остается тайной, но дает нам право, во-первых, попросить разъяснить эти вопросы и, во-вторых, утверждать, что почтовое ведомство для выполнения своих функций не испытывает никакой нужды в дубликатах полярных штемпелей. На советских антарктических станциях дубликатные штемпеля отсутствуют и конверты, погашенные этими штемпелями, не отражают реальностей почтовых связей с Антарктидой. Следовательно, в коллекции достаточно иметь один конверт, погашенный дубликатом каждого штемпеля, или просто оттиск этого штемпеля, под которым можно было бы сделать подпись: «Дубликатный штемпель, на станции не был, для гашения корреспонденции не применялся». Любопытно, как относятся к дубликатным штемпелям за рубежом. В журнале Американского общества полярных филателистов «Айс Кэп Ньюз» (№ 3, 1961) помещена статья, в которой дается описание отличий основных типов штемпелей от дубликатных для станций Мирный, Комсомольская, Восток и Советская. Подчеркивается, что все конверты, погашенные дубликатными штемпелями, безадресны, то есть не были в почтовом обращении, и все они объявляются фальсификатами. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ АНТАРКТИКИ Древнегреческое слово «арктос» (arktos) означает «медведь» или «созвездие Большой Медведицы». Из него образовано слово «арктикос», то есть северный. Словом «Арктика» именовали северные страны, лежащие под созвездием Большой Медведицы. Позднее это название стали относить к высоким широтам Севера. Антарктикос означает «противоположный северному». Антарктика — южная полярная область земного шара, противоположная Арктике. Впервые название Антарктида ввел английский океанограф Джон Меррей, научный руководитель экспедиции на корабле «Челленджер». В 1886 г. он составил «Южную полярную карту», в центре которой поместил белое пятно с надписью «Предполагаемый Антарктический континент». Антарктика включает в себя материк Антарктиду и окружающее его океаническое пространство, так называемый, Южный Океан, состоящий из южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Где же проходят географические границы Антарктики? Для начинающего филателиста-«полярника» это не праздный вопрос. Ответ на него поможет определить географические границы собираемого материала. Специальный комитет по антарктическим исследованиям (СКАИ) на своем 2-м совещании в 1957 г. принял решение границей Антарктики считать линию северного положения зоны антарктической конвергенции. Член-корреспондент АН СССР А. Ф. Трешников пишет: «Северной границей Антарктики служит зона антарктической конвергенции. Конвергенция происходит от латинского слова «converge», что значит «схожусь». Холодные антарктические воды в этой зоне сходятся с более теплыми водами умеренных широт... Положение зоны антарктической конвергенции обнаруживается по резкому изменению температуры воды на небольшом расстоянии. В Атлантическом океане зона конвергенции проходит вдоль 48—50° ю. ш., в Индийском океане — в районе 52—55° ю. ш., а в Тихом океане спускается почти до 60° ю. ш.». Из этого следует, что при научном подходе почтовая документация островов Амстердам, Сен-Поль, Кергелен, Крозе, Принс-Эдуард, Гоф, Маккуори и Тристан-да-Кунья не должны включаться в коллекции, посвященные Антарктике, не говоря уж об Антарктиде. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ СОВЕТСКИХ АНТАРКТИЧЕСКИХ ШТЕМПЕЛЕЙ Стоял ли на конвертах писем, отправленных из Мирного с кораблями 1-й САЭ, оттиск какого-либо почтового штемпеля? Была ли снабжена почтовыми атрибутами 1-я САЭ? Эти вопросы волнуют филателистов, но пока на них нет ясного ответа. Ниже предпринята попытка дать такой ответ. Я. М. Бовин в каталоге «Советские специальные почтовые штемпеля» пишет, что на станциях в Антарктиде применялись почтовые штемпеля: «Антарктическая экспедиция» — с 1956 г.; «Антарктида Мирный» — с 13.2.1956 г.». Но какое-то время две экспедиции работали одновременно. Так, 1-я САЭ работала в 1955—1957 гг., 2-я САЭ—в 1956—1958 гг. Какая же из них начала применять штемпель «Антарктическая экспедиция»? Ответа каталог не дает. Что касается штемпеля «Антарктида Мирный», то из перечня полярных штемпелей видно, что Я. М. Бовин механически принял даты открытия станций за начало применения штемпелей, что не соответствует действительности. Поэтому данные каталога в части полярных штемпелей не заслуживают доверия и во внимание нами не принимаются. Е. П. Сашенков в статье «Экспедиционные штемпеля и конверты САЭ» («Филателия СССР», № 9, 1969) утверждает, что «уже с первой САЭ, поднявшей 13 февраля 1956 г. Государственный флаг СССР на главной базе экспедиции — в поселке Мирный, почту филателистов обрабатывали экспедиционным штемпелем. По кругу была надпись: «Антарктическая экспедиция»... И далее: «Самый ранний из известных оттисков датирован 15 марта 1956 г.». Выходит, 1-я САЭ начала применять штемпель на месяц позже открытия Мирного! Практика показывает, что, при наличии штемпеля, днем открытия станции должно было бы быть погашено большое количество писем. Ведь открытие Мирного, первой советской станции в Антарктиде, было в то время вообще крупным событием, а для ее строителей тем более. Отсутствие гашений с датой открытия Мирного говорит о том, что в это время почтового штемпеля № 76-1 там не было. Известно также, что как только изготовят штемпель, так сейчас же появляются его оттиски. Поэтому логичнее предположить, что 15 марта 1956 г. — случайная дата или дата появления штемпеля в ДИЭЗПО (Дирекция по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты) или в ААНИИ, где и был сделан его оттиск. Это тем более вероятно, что в 1956 г. были выпущены марка № 1956 и конверт № 291, то есть ДИЭЗПО в это время приступило к почтовой «экипировке» САЭ. В. А. Якобе в своем каталоге «Специальные почтовые штемпеля СССР. 1922—1972» называет для штемпеля № 76-1 ту же дату — 15 марта 1956 г., что и Е. П. Сашенков. Вероятно, она перекочевала сюда из его статьи. О штемпеле № 77-1 «Антарктида Мирный» говорится, что он применялся с марта 1956 г. Надо полагать, что штемпеля № 76-1 и 77-1 были изготовлены в одно время. Об этом говорят их идентичное оформление и примерно одно и то же время начала их применения, указываемое упомянутыми источниками. Исходя из изложенного, следует считать, что штемпеля № 76-1 и 77-1 изготовлены в 1956 г. и в Мирный доставлены 2-й САЭ. Об этом же свидетельствуют участники 1-й и 2-й САЭ. Так, А. И. Зайцев, бортинженер авиаотряда 1-й САЭ, утверждает, что штемпель «Антарктида Мирный» привезла 2-я САЭ и применять его начали в январе 1957 г. То же самое подтверждают радиоинженер А. Г. Рекач и метеоролог Г. А. Миньков. Но наиболее убедительным для нас является рассказ радиста 1-й САЭ Е. Т. Ветрова, ибо радисты занимались обработкой корреспонденции, шедшей из Мирного. По его словам, 1-я САЭ не имела почтовых штемпелей, а штемпель «Антарктида Мирный» был привезен 2-й САЭ и его начали применять с начала января 1957 г. О штемпеле «Антарктическая экспедиция» он ничего сказать не мог, только подтвердил, что 1-я САЭ его не имела. Встреча с начальником отряда связи и радионавигации 2-й САЭ Д. П. Араловым развеяла последние сомнения. Именно он доставил штемпель Мирного в Антарктиду. Таким образом, наш вывод подтверждается только относительно штемпеля «Антарктида Мирный»: он был изготовлен в 1956 г., привезен в Мирный 2-й САЭ и им начали гасить письма в начале января 1957 г. Что же касается штемпеля «Антарктическая экспедиция», то опрошенные участники 1-й и 2-й САЭ о нем ничего не знают. Очевидно, поиски доказательства должны быть продолжены. НЕВЕДОМАЯ ЮЖНАЯ ЗЕМЛЯ И ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ Еще в III—II вв. до нашей эры мыслители Древней Греции полагали, что земля имеет форму шара. Одни из них говорили, что суша представляет единый континент и она со всех сторон окружает океаны. Другие утверждали, что масса суши Северного и Южного полушарий должна быть одинакова, чтобы не нарушалось равновесие. Исходя из этих различных посылок, они приходили к единому мнению, что значительную часть Южного полушария должна занимать суша. Однако в те времена человечество, кроме полета мысли и фантазии, не могло представить каких-либо доказательств существования этой суши. В средние века учение о шарообразности земли церковь объявила великой ересью, и человечество постепенно перестало говорить о Терра Аустралис Инкогнита — Неведомой Южной Земле. В эпоху великих географических открытий вспомнили идеи мыслителей античного мира, и на картах вновь стали помещать Южный материк самых фантастических очертаний. По мере открытия новых земель Южный континент постепенно отодвигался все дальше и дальше к югу. Подстегнутое открытием Новой Зеландии, Австралии и ряда островов, английское правительство направило специальную экспедицию на поиски Южной земли. Начальнику экспедиции Д. Куку было дано указание любой ценой найти для Англии Южный континент или перед лицом всего мира неопровержимо доказать отсутствие такового. И вот впервые в истории мореплавания Д. Кук 17 января 1773 г. пересек Южный полярный круг. Еще дважды штурмовал Д. Кук льды Южного океана, но дальше 71° 10' ю. ш. не прошел. После плавания Д. Кук заявил: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, не доступных для плавания». Авторитет Д. Кука был столь велик, что почти на пятьдесят лет прекратились плавания в южные высокие широты, а на картах появилась синяя поверхность океана. 16 (4) июля 1819 г. «как для открытия земель, так и для приближения к Южному полюсу» вышла в Южный океан русская экспедиция. Шлюпом «Восток» командовал руководитель экспедиции капитан Ф. Ф. Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» — лейтенант М. П. Лазарев. Вне всякого сомнения участники экспедиции знали не только высказывания Д. Кука, но большинство из них разделяло взгляды М. В. Ломоносова, который доказывал существование Южного материка. Он писал: «В близости Магелланова пролива и против мыса Добрая Надежда, около 53 градусов полуденной ширины великие льды ходят, почему сомневаться не должно, что в большом отдалении острова и матерая земля многими и нисходящими снегами покрыты и что большая обширность земной поверхности около Южного полюса занята оными, нежели на севере». 28 (16) января 1820 г. русские моряки впервые увидели Южный материк. М. П. Лазарев так описывает это событие: «16 генваря достигли мы широты 69°23'S, где встретили матерой лед чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря с саленгу, простирался оный так далеко, как могло только досязать зрение; ...Отсюда продолжали мы путь свой к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдяной материк, не доходя 70°». Записи Ф. Ф. Беллинсгаузена говорят, что шлюпы четырежды подходили к «материку льда» в трех омывающих его океанах. Таким образом, приоритет русских в открытии Антарктиды бесспорен. Впервые Министерство связи СССР отметило 130-летие открытия Антарктиды выпусками марок № 1563, 1564. Затем это событие отмечалось в 1960 г., когда в Ленинграде проводилось гашение спецштемпелем N° 560. В 1965 г. почтовое ведомство отметило 145-летие открытия Антарктиды изданием марок № 3270, 3271. Особенно широко отмечалось 150-летие открытия Антарктиды в 1970 г. К этой дате выпущены две марки (№ 3852, 3853), четыре конверта (№ 6753, 6754, 6755 и 6784) и изготовлено шесть спецштемпелей, гашение которыми проводилось на станциях в Антарктиде (№ 2223, 2224, 2225, 2226, 2227) и в Ленинграде (№ 2228). Однако следует заметить, что эти марки и конверты поступили в продажу после ухода судов 15-й САЭ в Антарктиду. Таким образом, упомянутые конверты с оттисками спецштемпелей антарктических станций могут быть представлены в коллекциях только в не прошедшем почту виде. Здесь, как во многих других случаях, оказался к месту конверт, изданный ААНИИ к 150-летию открытия Антарктиды — он был использован для гашения на всех советских антарктических станциях. Одним из довольно редких является СГ станции Новолазаревская на конверте № 3377 с портретом М. П. Лазарева, изданном в 1964 г. Для гашения в Ленинграде штемпелем № 2228 использовались конверты № 6753, 6754, 6755 и 6784. Молодые филателисты при приобретении этого СГ должны учитывать, что конверта № 6753 с портретом Ф. Ф. Беллингсгаузена в день гашения в Ленинграде не было! Он поступил в продажу на ленинградском почтамте только 4 февраля. 5 февраля все четыре конверта работники почтамта гасили в помещении ААНИИ, а 6-го было разрешено принимать их на почтамте для отправки заказной корреспонденцией. Таким образом, гашение на конверте № 6753, прошедшем почту, обязательно должно иметь календарный штемпель ленинградского почтамта с датой 6 февраля 1970 г. Таких конвертов было отправлено небольшое количество и в настоящее время они являются редкостью. Открытие Антарктиды русскими моряками послужило толчком для ряда экспедиций. Великобритания, Германия, Швеция и Франция в XIX и в начале XX в. отправляют многочисленные экспедиции в Антарктику. Англичане Э. Брансфилд, Д. Уэдделл, Д. Биско, П. Кемп, Д. Баллени, Дж. Росс, француз Дюмон-Дюрвиль и многие другие открыли различные части побережья шестого континента. Это позволило определить общие контуры Антарктиды, и на повестке дня стал вопрос о достижении Южного полюса. Попытку достигнуть Южного полюса сделали англичане: Р. Скотт в 1902 г. дошел до 82° 17' ю. ш., Э. Шеклтон в 1909 г. достиг 88°23' ю. ш. В 1910 г. Южный полюс стал целью двух экспедиций: английской — Р. Скотта и норвежской — Р. Амундсена. 14 декабря 1911 г. на Южный полюс первым пришел Амундсен, и, когда 16 января 1912 г. Скотт с товарищами подошел к полюсу, там уже развевался норвежский флаг. К этому времени группа Скотта уже начала испытывать недостаток в продовольствии и одежде. Поэтому она, не задерживаясь долго на полюсе, двинулась в обратный путь. Голод и холод подорвали силы людей, и Скотт с товарищами погиб в нескольких милях от промежуточного склада. До 50-х гг. XX в. состоялся ряд экспедиций в Антарктиду, но все они вели исследования без согласования программ и носили эпизодический характер. В 1951 г. Бюро Международного Совета научных исследований при ООН создало Специальный комитет по подготовке Международного геофизического года (МГТ). Комитет решил, что МГТ будет проводиться в период максимума солнечной активности — с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. В 1954 г. в ряды участников МГГ вступила наша страна. Советские ученые горячо взялись за подготовку к МГТ. Коммунистическая партия и Советское правительство, придавая большое значение развитию науки и ее дисциплин, связанных с изучением Земли, в 1955 г. приняли решение, в рамках работ по проведению МГГ, создать комплексную антарктическую экспедицию (КАЭ). Научное руководство КАЭ было возложено на АН СССР, а практическая подготовка — на Главное управление Северного морского пути. КАЭ снаряжали десятки заводов и научно-исследовательских учреждений. В небывало короткий срок было подготовлено все необходимое оборудование, приборы, снаряжение. В 1955 г. на конференции по подготовке МГГ в Париже член-корреспондент АН СССР В. В. Белоусов заявил, что СССР создаст береговую базу в Антарктиде и научные станции в районах Южного геомагнитного полюса и Полюса относительной недоступности. Интерес науки к исследованиям Антарктиды был очень велик, что нашло отображение в эмблеме МГГ — земном шаре, повернутом своей южнополярной областью к зрителю. Поэтому правы будут те, кто в антарктическую коллекцию включил ОГ № 153, 166 и 1075, а также гашение, посвященное 20-летию МГГ, и конверт, изданный 30 мая 1977 г. Позднее КАЭ была переименована в Советскую антарктическую экспедицию (САЭ). В 1958 г. общее руководство и организация САЭ передаются Всесоюзному арктическому институту, который в связи с этим был переименован в Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ). По случаю 50-летия ААНИИ в Доме культуры им. Ленсовета 17 ноября 1970 г. проходило торжественное заседание, и здесь же проводилось СГ штемпелем № 2374. В здании института 18 ноября состоялась юбилейная сессия Ученого совета ААНИИ, и здесь выездное отделение связи тем же штемпелем гасило корреспонденцию. Таким образом, прошедшие почту СГ могут иметь календарные штемпеля, датированные 17 и 18 ноября 1970 г. К этой дате ААНИИ издал конверт, который и использовался для СГ. ИМЕЮТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ В ААНИИ изданием служебных конвертов для антарктической экспедиции ведает отдел САЭ. Первый служебный конверт был издан для 6-й САЭ в 1960 г. В 1965 г. для 11-й САЭ издается второй служебный конверт. С этого времени они выпускаются ежегодно к очередной САЭ и к некоторым другим событиям из истории антарктических исследований. Нужно сказать, что к служебным конвертам существует двоякое отношение. Все знатоки полярной почты приветствуют появление каждого нового конверта ААНИИ. Но есть люди, отрицательно относящиеся к ним. Первые, в защиту своей позиции, приводят следующие аргументы: во-первых, Министерство связи СССР, хотя и издает конверты антарктической тематики, все же оно не в состоянии охватить все интересные события как исторические, так и сегодняшнего дня и удовлетворить запросы ААНИИ; во-вторых, оно выпускает конверты, не учитывая особенности антарктической тематики. Например, конверты к 150-летию открытия Антарктиды были изданы в такие сроки, что они могли быть отправлены туда только через год после проводившегося спецгашения, а конверт с портретом Ф. Ф. Беллинсгаузена опоздал даже к гашению в Ленинград; в-третьих, зарубежное тематическое коллекционирование в части спецгашений почти целиком основано на использовании конвертов производства различных фирм, так как маркированных конвертов почтовые ведомства почти не издают. ФИП никакого ограничения на демонстрацию на выставках этих конвертов, прошедших почтовое обращение, не вносит. Зарубежные коллекционеры полностью приемлют советские служебные конверты, в частности конверты ААНИИ. Аргументация противников служебных конвертов состоит в том, что они не маркированы и издаются непочтовым ведомством. Наша точка зрения такова. В мире издаются миллионы служебных конвертов, и все они, пройдя почтовое обращение, становятся филателистическим материалом. Следовательно, прошедшие почту и имеющие СГ служебные конверты ААНИИ имеют право на филателистическую жизнь, право на их описание и каталогизацию. И прав Л. И. Дубровин, когда говорит: «Все эти элементы специального оформления антарктической почты — штемпеля, штампы, почтовые марки, иллюстрированные конверты Министерства связи СССР и служебные конверты САЭ — делают письма, приходящие из Антарктиды, своеобразными пропагандистами дел Советской антарктической экспедиции. Расходясь по всему земному шару, они рассказывают многотысячной аудитории своих адресатов о советских исследованиях на Шестом континенте, их размахе и достижениях в международном сотрудничестве. Попадая же в коллекции филателистов, они становятся экспонатами на различных специальных выставках, где вызывают неизменный интерес». ШТЕМПЕЛЯ САЭ Штемпель № 76-1 с текстом «Антарктическая экспедиция» применялся для гашения корреспонденции в геофизической обсерватории Мирный до 23 января 1965 г. Он имеет два дубликата: № 76-П—использовался для изготовления не прошедших почту гашений; № 76-III — официально не использовался, но гашения, сделанные им, существуют. 10-я САЭ в 1965 г. в штемпеле № 76-1 частично удалила механизм перевода даты, оставив лишь две средние линии цифр, и он превратился в простой нумератор. Его стали ставить в качестве сопроводительного штампа с обозначением номера САЭ, отправившей письмо. Этот штамп находился на станции Мирный до прибытия кораблей 18-й САЭ, а в дни окончания ее зимовки он был уже в Молодежной. Все САЭ, начиная с 10-й и кончая 23-й, ставили штамп черной краской, но 14-я САЭ применяла еще и фиолетовую. Среди филателистов имеют хождение конверты, погашенные штемпелем с текстом «Антарктида». Назовем его № 76-1V. Неизвестно, когда он был изготовлен, но сделанные им гашения датированы 1957—58 гг. Штемпель нигде не применялся, гашения, сделанные им, неофициального происхождения. 15 ноября 1968 г. из Ленинграда в Антарктиду вышло научно-исследовательское судно «Профессор Зубов». На нем начальником морской части 14-й САЭ был назначен председатель ВОФ Герой Советского Союза Э. Т. Кренкель. Для этой экспедиции Министерство связи изготовило штемпель № 2105. Он использовался для обработки корреспонденции только в отделении связи, открытом на борту НИС «Профессор Зубов», работавшем с начала и до конца рейса. ОБСЕРВАТОРИЯ МИРНЫЙ 5 января 1956 г. д/э «Обь» с участниками 1-й САЭ на борту подошел к Антарктиде и советские полярники высадились на ее берег. Возглавлял экспедицию доктор географических наук Герой Советского Союза М. М. Сомов. Место для строительства обсерватории было найдено в районе острова Хасуэлл. 14 января приступили к разгрузке д/э «Обь», а уже 19 января началось строительство обсерватории, названной «Мирный» в честь корабля, которым командовал М. П. Лазарев во время экспедиции, открывшей Антарктиду. Улицей Ленина назвали полярники единственную улицу своего поселка. 13 февраля 1956 г. южнополярная геофизическая обсерватория Мирный была открыта. Берег, где она расположилась, получил название Берег Правды. На зимовку осталось 92 человека, а сезонный отряд отправился на родину на д/э «Лена». «Обь» после окончания океанографических работ находилась в 200 км от Мирного, но ледовая и метеорологическая обстановка не позволила судну подойти ближе. «Тогда из Мирного к месту стоянки «Оби» — пишет А. Ф. Трешников — вылетел самолет под командованием летчика И. И. Черевичного. Он нашел корабль и сбросил на него мешок с письмами для доставки на Родину.» Ранее мы установили, что 1-я САЭ не имела почтового штемпеля, но вне всякого сомнения, оставшиеся на зимовку 92 человека написали письма своим родным и знакомым. Конверты от этих писем, при условии, что они прошли почту, являются единственными вещами, документирующими 1-ю САЭ с почтово-филателистической точки зрения. Поиск их является первейшей задачей как юных, так и умудренных опытом собирателей антарктической почты. 2-я САЭ уходила в Антарктиду с солидной почтово-филателистической экипировкой. Было изготовлено два почтовых штемпеля № 76-I и 77-II, выпущены марка № 1956 и конверт № 291. Первым советским антарктическим «почтмейстером» надо считать начальника отряда связи и радионавигации 2-й САЭ Д. П. Аралова. Таким образом, как и все страны, участвующие в исследованиях Антарктиды, Советский Союз открыл там свое первое отделение связи. Известны три разновидности штемпеля «Антарктида Мирный»: № 77-I — календарный штемпель, применялся в обсерватории Мирный с января 1957 г. по 25 декабря 1976 г.; № 77-П — дубликат штемпеля № 77-I. В Мирном он не был, использовался для изготовления не прошедших почту гашений; № 77-III — календарный штемпель. Он был изготовлен ошибочно как дубликат (при изготовлении штемпелей № 394—399), официально не применялся. Как уже говорилось выше, впервые служебный конверт был выпущен для 6-й САЭ. Тираж его установить не удалось, но, по-видимому, он не превышал 2000 и встречается сейчас довольно редко. Конверт был выпущен к 5-летию советских антарктических исследований, по поводу чего впервые на Белом континенте проводилось советское СГ штемпелем № 715. Обсерватория Мирный 5 января 1966 г. отмечала 10-летие советских исследований в Антарктиде. По этому случаю был изготовлен спецштемпель № 1578. Гашение производилось в Мирном. При этом для СГ использовался служебный конверт 11-й САЭ. Почтовые марки № 3318—3320, изданные к этому событию, вышли в феврале 1966 г. и не могли быть использованы для СГ в Антарктиде. На заседании Географического общества АН СССР, состоявшемся 14 февраля 1966 г. в честь 10-летия советских исследований в Антарктиде, также проводилось спецгашение, штемпелем № 1580. Гашение проводилось выездным отделением Ленинградского почтамта. Для СГ использовались марки № 3318—3320 и конверт, отпечатанный в ленинградской типографии «Художник РСФСР». Тираж его 50000. Он является копией служебного конверта 11-й САЭ, за исключением надписей. Для гашения использовались также служебные конверты 11-й САЭ. Штемпеля некоторых антарктических станций в результате длительного употребления износились, и ААНИИ обратился в Министерство связи с просьбой изготовить новые штемпеля для всех станций. Штемпеля были изготовлены и, согласно записи в «Книге регистрации штемпелей», 28 сентября 1973 г. отправлены в Ленинград. ААНИИ штемпеля получил, но воздержался от их применения, так как они слишком далеки от действительности. Например, снежинка немного сплюснута и имеет восемь лучей разной длины, в то время как она должна иметь шесть лучей одинаковой длины; на всех штемпелях изображены императорские пингвины, но на станции Восток пингвинов нет и т. д. Однако к 1976 г. старые штемпеля настолько износились, что некоторые из них стало невозможно употреблять, и ААНИИ вынужден был начать применять новые штемпеля. Они вводились 22-й САЭ по мере сдачи ей станций. Известны две разновидности нового штемпеля обсерватории Мирный: № 3272-I — календарный штемпель диаметром 30 мм с текстом «Советская антарктическая экспедиция. «Мирный». Применяется он в Мирном с 23 декабря 1976 г. по настоящее время; № 3272-II — календарный штемпель диаметром 31 мм. В Мирном не был, является дубликатом штемпеля № 3272-1, изготовлен в июле 1978 г. Основные отличия штемпелей: № 3272-I — шрифт слова «Мирный» тонкий, вертикальный луч снежинки не касается верхней линии рамки переводной даты; № 3272-II — шрифт слова «Мирный» жирный и более крупный, вертикальный луч снежинки касается верхней линии рамки переводной даты. Для коллекционеров антарктической почты всегда интересно знать, какой САЭ послан данный конверт. Знание этого становится уже обязательным для тех, кто собирает конверты по экспедициям. Формальным признаком для определения принадлежности любого конверта к определенной экспедиции является дата передачи станции последующей САЭ. Но поскольку в течение некоторого времени состав двух экспедиций находится на станции одновременно, косвенным признаком этой принадлежности может служить подпись начальника станции или ее радиста. Таблица 1 поможет определить, к какой САЭ относится конверт с штемпелем Мирного. Отдавая должное радистам, которые несут всю тяжесть обработки филателистической корреспонденции, в таблице приведены фамилии заведующих радиостанций всех САЭ. Таблица 1
СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ Планами 1-й САЭ не предусматривалось создание станции Пионерской. По рекомендации ученого совета экспедиции проводился рекогносцировочный подход на расстояние 400 км от Мирного в направлении к Южному геомагнитному полюсу. Предполагалось, что он займет 20—30 дней и его участники смогут вернуться в Мирный до наступления зимы. В самом начале похода стало очевидным, что тракторы С-80 для этого непригодны и что с имеющимся запасом топлива не удастся достичь заданной точки и вернуться обратно. Тогда и родилась идея продвинуться в глубь материка, насколько позволят запасы топлива и, не возвращаясь в Мирный, на базе поезда создать внутриконтинентальную станцию. Поход закончился на 375-м километре, в точке с координатами 69°44' ю. ш., 95°30'в. д. на высоте 2741 м. 27 мая 1956 г. состоялось открытие станции, которую по праву назвали Пионерской. Она просуществовала до 1959 г. По условиям жизни Пионерская считалась одной из самых тяжелых станций. Она располагалась в зоне сточных ветров, что приводит к метелям, длящимся без перерыва месяцами. В сочетании с низкими температурами (в августе 1956 г. зарегистрировано —67°) это делает невозможным длительное пребывание на открытом воздухе. В 1958 г. станция оказалась под восьмиметровым слоем снега. Сообщение между помещениями станции поддерживалось по глубоким траншеям, прорытым в снегу. Помимо научных наблюдений, проводившихся на Пионерской, она служила промежуточной базой для санно-тракторных поездов во время походов на создававшиеся позднее станции Комсомольская, Восток, Советская, Полюс недоступности. (Табл. 2). Таблица 2
Какой же след оставила Пионерская в полярной филателии? Министерство связи СССР в 1958 г. изготовило для нее штемпель № 398 с текстом: «Антарктида Пионерская». Он был привезен в Мирный участниками 4-й САЭ. Расследование, проведенное в отношении штемпеля станции Оазис, показало, что штемпеля закрывавшихся станций Оазис, Пионерская и Советская находились в Мирном и на эти станции не передавались. Радист Пионерской Е. Т. Ветров подтверждает, что в период ее закрытия станция не имела почтового штемпеля. Если гашения Пионерской считать действительными, то они должны быть произведены датами в пределах от 2 до 15 января 1959 г. СТАНЦИЯ ОАЗИС В Антарктиде близ побережья имеются оазисы — участки суши, свободные от ледникового покрова, на которых холмы и скалы перемежаются долинами и впадинами, зачастую занятыми озерами. Название свое они получили по аналогии с оазисами в пустыне в связи с более благоприятными условиями для развития жизни. Оазис Бангера, расположенный в восточной части Земли Королевы Мэри, в 360 км от Мирного, сразу привлек внимание советских ученых. 23 января 1956 г. они совершили рекогносцировочное обследование оазиса, в результате чего приняли решение создать там станцию, не предусмотренную планами. Станция Оазис с координатами 6616 ю. ш. и 100°45'.в. д. была открыта 15 октября 1956 г. За годы работы оазис был детально обследован и станция закрыта 17 ноября 1958 г. В конце 1958 г. правительство СССР приняло решение передать станцию Оазис Польской Народной Республике. 20 января 1959 г. группа из трех человек во главе с Б. И. Имерековым вылетела на станцию для подготовки ее к передаче ученым ПНР. Последние прибыли в Мирный 21 января на т/х «Михаил Калинин», а на следующий день вылетели в Оазис. 23 января 1959 г. был подписан акт о передаче станции ПНР, и она была переименована в станцию Добровольский. 30 января, после окончания запланированных работ и консервации станции, все находившиеся там люди вылетели в Мирный и в тот же день отплыли на родину на т/х «Михаил Калинин». Среди советских и зарубежных любителей антарктической филателии сложилось мнение, что из почтовых отправлений с советских антарктических станций реже всех встречаются конверты станции Оазис. И действительно они редки. Чем же это объясняется? Каковы сроки применения штемпеля станции Оазис? Ведь от них в прямой зависимости находится количество корреспонденции. Таблица 3
Автор неоднократно беседовал с начальником последней смены станции Оазис Б. И. Имерековым. По его словам станция не имела почтового штемпеля ни во время ее работы, ни во время передачи ПНР. (Табл. 3). Дальнейшие поиски привели к «Книге учета штемпелей» ДИЭЗПО, в которой записано, что 2 июля 1958 г. штемпеля станций Восток, Комсомольская, Лазарев, Оазис, Пионерская и Советская были переданы представителю КАЭ тов. Аралову Д. П. Следовательно, они могли быть отправлены в Антарктиду только с 4-й САЭ. Встреча с начальником отряда связи и радионавигации 4-й САЭ И. В. Заведеевым окончательно прояснила картину применения этих штемпелей. Перед отъездом в Антарктиду он получил несколько штемпелей и хорошо помнит, что все штемпеля закрывавшихся станций (Оазис, Пионерская, Советская) находились в Мирном и ими было погашено около 200 конвертов. Допустим, что цифра, названная И. В. Заведеевым, занижена. Увеличим ее в два, даже в пять раз! Тогда мы получим всего одну тысячу конвертов! Вот чем объясняется редкость гашений станции Оазис, а также Пионерской и Советской. Итак, штемпель № 397 «Антарктида Оазис» никогда не был на станции Оазис и гашение им производилось в Мирном. СТАНЦИЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ Станция Комсомольская была создана 2-й САЭ. Вот что пишет по этому поводу А. ф. Трешников: «В первоначальных планах создание такой станции не предусматривалось. Однако, когда стали очевидными большие трудности на предстоящем 1500-км пути к Южному геомагнитному полюсу, было решено создать примерно в 850 км от Мирного вспомогательную или промежуточную базу, предназначенную для обеспечения приема самолетов и концентрации на ней горючего. Кроме того, вылеты самолетов требовали надежной радиосвязи, информации о погоде». Станция Комсомольская была открыта 6 ноября 1957 г. в канун 40-летия нашей Родины. Она расположена в точке с координатами 74°06' ю. ш. и 97°30° в. д. в 870 км от Мирного на высоте 3500 м. 3 января 1958 г. произошла смена состава, вахту приняла 3-я САЭ, которая осталась на зимовку. Начиная с 17 января 1959 г., когда приступила к работе смена 4-й САЭ, станция функционирует только в летние месяцы. 4-я САЭ получила в 1958 г. штемпель «Антарктида Комсомольская» № 395-I, доставила его на станцию и начала гасить корреспонденцию. Очевидно, за начало его применения следует принимать 17 января 1959 г. — день передачи станции 4-й САЭ. Первым «почтмейстером» Комсомольской был ее начальник и радист М. М. Любарец. Применялся штемпель ориентировочно до конца 1970 г., когда, по сообщению участника 16-й САЭ Л. А. Геллера, он был утерян. Согласно записи в «Книге учета штемпелей», в 1958 г. изготовлен дубликат этого штемпеля № 395-П. На станции Комсомольская он не был и использовался только для изготовления не прошедших почту гашений. Вследствие того, что с 4-й САЭ станция стала работать эпизодически, обслуживалась двумя-тремя человеками из зимовочного состава Мирного, таблица 4 охватывает только три экспедиции. Таблица 4
СТАНЦИЯ ВОСТОК Внутриконтинентальная станция Восток открыта участниками санно-тракторного похода 2-й САЭ 16 декабря 1957 г. Станция расположена в районе Южного геомагнитного полюса и полюса холода Земли в точке с координатами 78°28' ю. ш. и 106°48' в. д. на высоте 3488 м над уровнем моря на расстоянии 1410 км от Мирного. Вряд ли кто-либо из участников похода написал письмо домой или знакомым. Открытие станции произошло на стыке 2-й и 3-й САЭ, и уже 7 января 1958 г. она была передана следующей смене. Следовательно, поиск филателистического материала и следует начинать с зимовщиков смены 3-й САЭ. Они, конечно же, писали письма родным, но круг поиска очень небольшой — на зимовку осталось всего девять человек. Все письма того периода гасились только в Мирном, поэтому конверты обязательно должны иметь в обратном адресе фамилию зимовщика станции Восток 3-й САЭ. 4-я САЭ привезла почтовый штемпель станции Восток № 394-1 «Антарктида Восток». Датой начала его применения нужно считать дату прибытия на Восток сотрудников 4-й САЭ, то есть 12 января 1959 г. В период передачи смены — с 12 по 16 января -штемпелем могли гасить письма сотрудники обеих смен, но все же первым начальником отделения связи станции, приступившим к исполнению своих обязанностей 16 января 1959 г., следует считать ее начальника В. С. Игнатова, а первым оператором — радиста станции Я. П. Баранова. Таким образом, намечены отправные точки поисков корреспонденции начального периода работы станции Восток. Как оказалось, Южный геомагнитный полюс является и полюсом холода Земли. Здесь в 1960 г. зарегистрирована минимальная температура, когда-либо наблюдавшаяся у поверхности земли, —88,3°С. Штемпель № 394-I применялся на станции Восток до 26 декабря 1976 г. В 1958 г. изготовлен дубликат штемпеля № 394-I, известный под № 394-II. На станции Восток он не был и использовался для изготовления не прошедших почту гашений. На стыке 12-й и 13-й САЭ 16 декабря 1967 г. отмечалось 10-летие создания станции Восток. К этой дате был изготовлен штемпель № 1989. Для гашения использовались служебные конверты 12-й и 13-й САЭ. 10-летие станции Восток было отмечено почтой и в городе на Неве. Штемпель гашения № 1990 изготовлялся в Ленинграде по рисунку А. Кубасова. Художник тонко подметил специфику работы на станции Восток, изобразив на штемпеле полярника в морозозащитной маске-скафандре. В 1972 г. на станции Восток праздновали 15-летний юбилей. К этой дате ААНИИ выпустил конверт, на рисунке которого А. Кубасов изобразил полярника в морозозащитной маске-скафандре, повторив рисунок штемпеля № 1990. Конверт был послан на станцию с 18-й САЭ, корабли которой прибыли в Мирный только в январе 1973 г. Начальник станции П. Г. Астахов принял ее от 17-й САЭ 21 января 1973 г., что на конверте удостоверяется треугольным штампом с этой датой и его подписью. Марка погашена 25.1.1973, что соответствует фактической дате гашения (Табл. 5). Таблица 5
Календарный штемпель № 3270 с текстом «Советская антарктическая экспедиция. «Восток»» начал применяться 26 декабря 1976 г. и используется в настоящее время. СТАНЦИЯ СОВЕТСКАЯ Планом работ 3-й САЭ предусматривалось создание станции в районе Полюса относительной недоступности. Для выполнения этой задачи 26 декабря 1957 г. санно-тракторный поезд вышел из Мирного. 10 февраля 1958 г. поезд прибыл в заданный район, состоялось открытие станции Советская в точке с координатами 78°23'ю. ш. и 87°32' в. д. на высоте 3662 м над уровнем моря и расстоянии 1420 км от Мирного. 18 февраля поезд отправился в обратный путь, а на станции осталось шесть человек во главе с В. К. Бабарыкиным, радистом был Г. А. Машков. В связи с окончанием работ по программе МГГ 3 января 1959 г. станция Советская закрылась, а ее личный состав был вывезен в Мирный на самолете. Для почтовых нужд станции был изготовлен штемпель № 399-1 с текстом «Антарктида Советская». Он был доставлен в Мирный 4-й САЭ 30 декабря 1958 г., но на станцию Советская не поступал. Вся корреспонденция гасилась им в Мирном. В 1958 г. был изготовлен дубликат штемпеля станции Советская № 399-Н, который на станции не был. Он использовался для изготовления не прошедших почту гашений. СТАНЦИЯ ПОЛЮС НЕДОСТУПНОСТИ Временная станция Полюс недоступности открыта 3-й САЭ 14 декабря 1958 г. в точке с координатами 82°06' ю. ш., 54°58' в. д., наиболее удаленной от всех берегов континента, именуемой Полюсом относительной недоступности Антарктиды. 26 декабря 1958 г. участники санно-тракторного поезда, открывшие станцию, законсервировали ее и вышли в обратный путь. Беспримерный поход поезда и станция Полюс недоступности нашли свое отражение на марке № 2920. Вторично она попала на марку № 3320. На ней запечатлен момент, когда вездеходы, участвовавшие в походе Мирный—Молодежная, 1 февраля 1964 г. прибыли на станцию Полюс недоступности. На переднем плане — флагманская «Харьковчанка» № 22, вдали видна мачта с Государственным флагом СССР и на домике станции установленный полярниками гипсовый бюст В. И. Ленина. 14 декабря 1978 г. отмечалось 20-летие открытия станции Полюс недоступности. К этой дате был издан художественный конверт с оригинальной маркой (18.2.1978 г.) и изготовлен штемпель спецгашения. Так как станция Полюс недоступности была законсервирована в 1958 г., то гашение проводилось в Мирном, откуда вышел поезд, открывший станцию. Текст на штемпеле гласит: «20 лет. Открытие советской научной станции «Полюс недоступности» в Антарктиде. 14.XII.1978 г. Станция «Мирный». Штемпель был доставлен в Мирный с опозданием, и фактическая дата гашения определяется календарным штемпелем. СТАНЦИЯ ЛАЗАРЕВ Станция Лазарев открыта 10 марта 1959 г. 4-й САЭ на побережье Земли Королевы Мод под 69°59' ю. ш. и 12°55' в. д., на шельфовом леднике, которому впоследствии присвоили имя Лазарева. 11 марта «Обь» ушла с рейда. На зимовку остались шесть человек. Зимовщики привезли с собой штемпель № 396 с текстом «Антарктида Лазарева», который применялся со дня открытия станции до 26 февраля 1961 г. Однако на некоторых конвертах, посланных уже со станции Новолазаревская в начале 1962 г., этот штемпель поставлен в качестве сопроводительного, а марка погашена новым штемпелем. Следовательно, штемпель № 396 был передан на станцию Новолазаревская. Интересными для филателистов являются изредка встречающиеся конверты с служебным штампом станции Лазарев, выполненным в виде четырехугольника размером 18X85 мм с текстом: «Советская комплексная антарктическая экспедиция, южнополярная станция Лазарев Арктического и Антарктического Научно-Исследовательского Института ГУСМП ММФ». Во время 4-й и 5-й САЭ от шельфового ледника интенсивно происходили отколы айсбергов и оставлять на этом месте станцию дальше было опасно. Поэтому было принято решение перебазировать ее в оазис Ширмахера (Табл. 6). Таблица б
СТАНЦИЯ НОВОЛАЗАРЕВСКАЯ Станция Новолазаревская открыта 18 февраля 1961 г. 6-й САЭ в оазисе Ширмахера под 70°46' ю. ш. и 11°50' в. д. 11 декабря I960 г. д/э «Обь» прибыл к станции Лазарев. Удобное для выгрузки место, откуда можно было проложить дорогу к оазису Ширмахера длиной около 100 км, было найдено в 20 км от станции Лазарев 13 декабря. Здесь начали разгрузку. 26 февраля 1961 г. сотрудники, работавшие на строительстве Новолазаревской, а также сотрудники закрывшейся в этот день станции Лазарев были доставлены на д/э «Обь». На станции осталось на зимовку 12 человек. Новолазаревская имела почтовый штемпель № 872 с текстом «Юж. пол. ст. Новолазаревская». Вот что пишет по поводу этого штемпеля В. М. Рогачев, начальник направлявшейся туда смены: «После того как новая станция (Новолазаревская) была открыта, нами был заказан почтовый штемпель, и я, уже в составе 7-й САЭ, доставил его в Антарктиду. Но до моего приезда вся филателистическая корреспонденция гасилась штемпелем станции Лазарев». Значит, первым начальником отделения связи станции Новолазаревская, начавшим применять ее штемпель, нужно считать В. И. Рогачева, а почтовым оператором — радиста станции Б. С. Чернова. Отсюда вытекает, что, оставаясь на зимовку, 12 сотрудников первой смены написали письма и отправили их, погасив штемпелем станции Лазарев. Таким образом, намечается направление еще одного поиска: конверты первой смены зимовщиков станции Новолазаревская, работавшей с ее открытия до 31 декабря 1961 г. Штемпель № 872 официально начал применяться 31 декабря 1961 г., в день передачи станции новой смене. Однако известно, что д/э «Обь» прибыл к Новолазаревской 21 декабря 1961 г., и не исключена возможность использования штемпеля с этого числа. 6 марта 1977 г. Новолазаревская передается участникам 22-й САЭ, которые привезли с собой штемпель № 3274, применяющийся по настоящее время. Его текст — «Советская антарктическая экспедиция. «Новолазаревская»». Два события отмечены на Новолазаревской спецгашениями. 14 ноября 1963 г. отмечалось 175-летие со дня рождения адмирала М. П. Лазарева (1788—1851). К этой дате изготовлены одинаково оформленные штемпеля СГ для станции Новолазаревская (№ 1203), а также для Мирного (№ 1202), Ленинграда (№ 1204), Севастополя (№ 1205) и два штемпеля другого типа для Москвы (№ 1206, 1207). В Москве гашение 14.XI.1963 г. проводилось на Главном (№ 1206) и Международном (№ 1207) почтамтах. 18 февраля 1971 г. на Новолазаревской отмечали 10-летие создания станции. К этой дате был изготовлен спецштемпель № 2387. Он был послан в Антарктиду с 16-й САЭ. Из пяти кораблей САЭ только д/э «Обь» посетил Новолазаревскую. Прибыл он туда 30 марта, передача станции произошла 31 марта, а 2 апреля 1971 г. корабль ушел на родину. Таким образом, спецштемпель к юбилею станции опоздал, и на правильно оформленном СГ марка должна быть погашена спецштемпелем, а оттиск календарного штемпеля должен иметь дату от 30 марта до 2 апреля 1971 г. включительно. (Табл. 7). Таблица 7
СТАНЦИЯ БЕЛЛИНСГАУЗЕН 13-я САЭ 22 февраля 1968 г. открыла станцию Беллинсгаузен на о-ве Кинг-Джордж (Ватерлоо) под 62°12' ю. ш., 58°58' з. д. Станция имела штемпель № 2013 со дня ее открытия с текстом «Станция в Антарктике «Беллинсгаузен»». Обратите внимание, надпись на штемпеле расположена несимметрично относительно аббревиатуры «СССР» и впереди слова «Станция» по окружности идут две прерывистые линии, которые отчетливо видны на всех оттисках штемпеля. В чем тут дело? Оказывается, изготовили два штемпеля и один из них отослали в Ленинград. В ААНИИ удивились тексту штемпеля «Новая станция в Антарктике «Беллинсгаузен»». Почему «новая»? Сегодня она новая, завтра она уже перестанет быть новой, а штемпель рассчитан на применение в течение многих лет! Тогда у второго экземпляра штемпеля, хранившегося в ДИЭЗПО, убрали слово «Новая» и передали этот штемпель в ААНИИ. Штемпель же, бывший в ААНИИ, вернули в ДИЭЗПО. К сожалению, люди, имевшие доступ к штемпелям, поспешили сделать их оттиски, и теперь среди филателистов имеют хождение три типа: № 2013-I — основной штемпель, применявшийся на станции Беллинсгаузен до 1 января 1977 г. с текстом «Станция в Антарктике «Беллинсгаузен»»; № 2013-II — штемпель, из которого сделан основной штемпель № 2013-1, с текстом «Новая станция в Антарктике «Беллинсгаузен»»; № 2013-III — дубликатный штемпель, не бывший в употреблении, с текстом «Новая станция в Антарктике «Беллинсгаузен»». Известны также гашения, сделанные штемпелем типа № 394-399-I с текстом «Антарктида Беллинсгаузен». Назовем его № 2013-1V. Он изготовлен в 1958 г., но ввиду перенесения сроков открытия станции Беллинсгаузен официально не применялся. 22-я САЭ приняла станцию Беллинсгаузен от зимовщиков 21-й САЭ 31 декабря 1976 г. и ввела в действие штемпель № 3269 с надписью «Советская антарктическая экспедиция «Беллинсгаузен». В 1978 г. вышла авиапочтовая карточка с оригинальной маркой, посвященная первооткрывателю Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузену. 20 сентября 1978 г. по случаю 200-летия со дня рождения Ф. Ф. Беллинсгаузена на почтамтах Ленинграда и Москвы проводилось спецгашение, для которого использовалась упомянутая авиакарточка. (Табл. 8). Таблица 8
АНТАРКТИЧЕСКИЙ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МОЛОДЕЖНАЯ На полпути между станциями Новолазаревская и Мирный расположена Земля Эндерби. Этот район мог служить удобной промежуточной базой при полетах самолетов из Мирного в Новолазаревскую, отстоящих друг от друга на расстоянии более 3000 км. В план работ 7-й САЭ было включено создание временной станции Молодежная. Однако эти планы были изменены. Станцию Восток решили законсервировать, а направляющийся туда коллектив полярников был доставлен на Землю Эндерби для создания стационарной станции Молодежная и зимовки на ней. 23 февраля 1962 г., когда был построен палаточный лагерь, состоялось официальное открытие станции. Расположена она на берегу залива Алашеева в море Космонавтов, координаты 67°40' ю. ш., 45050' в. д. Но обстоятельства не позволили достроить станцию, и она была закрыта 31 марта 1962 г. В связи с проведением Международного года спокойного солнца намечались крупные работы в Антарктиде. Поэтому планами 8-й САЭ предусматривались возобновление работы станции Восток и Молодежная и подготовка к дальнейшему строительству Молодежной, которая должна была стать базой советских исследований в Антарктике. Учитывая это, до прихода экспедиционного судна 8-й САЭ к Молодежной, туда прилетели полярники из Мирного. С ними был начальник станции Молодежная 8-й САЭ П. Т. Морозов. 14 января 1963 г. станция была открыта. 7 февраля в район Молодежной пришел д/э «Обь», который, закончив разгрузку 20 февраля 1963 г., покинул ее. 7 апреля «Обь» вновь подошла к Молодежной и забрала сезонные отряды. После ухода «Оби» 9 апреля 1963 г. на зимовку остались восемь человек. Из года в год строился поселок станции Молодежная, и, начиная с 16-й САЭ, он стал главной базой советских экспедиций в Антарктиде — советским антарктическим метеорологическим центром (АМЦ). Известны четыре почтовых штемпеля Молодежной. Штемпель № 1074-I стандартного образца с текстом «Юж. пол. ст. Молодежная». Использовался он с 20 января 1963 г. (данные каталога) по 6 марта 1977 г. В тексте штемпеля обращает на себя внимание отсутствие точки после слова «пол» и большое пространство, разделяющее слова «пол» и «ст». Сомнение вызывает дата начала применения штемпеля, указанная каталогом,— 20 января 1963 г. Это не дата открытия станции (14.1.1963) и не дата прибытия «Оби» к Молодежной (7.2.1963). По-видимому, вопрос о времени начала применения штемпеля № 1074-1 требует дополнительного исследования. Штемпель № 1074-II аналогичен штемпелю № 1074-I, имеет текст «Юж. полюс ст. Молодежная». Он является дубликатом, для гашения корреспонденции не применялся. Глядя на дубликатный штемпель становится ясным, почему штемпель № 1074-I так странно выглядит. Было изготовлено два штемпеля с совершенно одинаковым текстом «Юж. полюс ст. Молодежная». И тут обнаружили ошибку — станция Молодежная находится на побережье, далеко от Южного полюса. Тогда у одного из штемпелей срезали в слове «полюс» две последние буквы и получился штемпель № 1074-I. На период деятельности 17-й САЭ пришлось 10-летие АМЦ Молодежная — 23 февраля 1972 г. Этой дате посвящен спецштемпель № 2520. Для гашения в основном использовались служебные конверты 17-й САЭ. Автор рисунков конверта и штемпеля А. Кубасов выполнил их совершенно идентичными. Конверт вышел тиражом 10000 экз. 22-я САЭ привезла новый штемпель № 3273 и начала его применять со дня приемки АМЦ — 6 марта 1977 г. Текст его — «Советская антарктическая экспедиция. «Молодежная»». Юным филателистам интересно будет узнать, что к 15-летию АМЦ Молодежная, которое отмечалось в 1977 г., ААНИИ заказал служебный конверт. Издание его задержалось, и он был готов только к отправке в Антарктику 23-й САЭ. Конверт гасился почтовым штемпелем Молодежной 23 февраля 1978 г., то есть датой 16-летия АМЦ (Табл. 9). Таблица 9
СТАНЦИЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ В январе 1970 г. д/э «Обь» появился у Берега Отса. Под руководством начальника 15-й САЭ П. К. Сенько было обследовано побережье с целью выбора места для строительства новой станции Ленинградская. 27 января 1970 г. на месте будущей станции с координатами 69°30' ю. ш. и 159°23' в. д. был поднят Государственный флаг СССР. 16-я САЭ ввела станцию в строй действующих 25 февраля 1971 г. Возглавил первую смену зимовщиков А. Б. Будрецкий. Арнольд Богданович Будрецкий — не только опытный полярник, но и поднаторевший начальник отделения связи. В журнале «Филателия СССР» № 7 (1977) он сообщает: «Письма гасили штемпелем черного цвета в день ее (Ленинградской) открытия — 25 февраля». В этот раз отправили в Советский Союз более трехсот писем. Что такое 300 писем для Союза? Капля в море! Сейчас гашения датой открытия станции Ленинградская являются достаточно большой редкостью. Штемпель № 2394 с текстом «Антарктида. Станция Ленинградская» применялся с 25 февраля 1971 г. по 25 февраля 1977 г. 25 февраля 1977 г., принявшая станцию смена 22-й САЭ, начала применять штемпель № 3271. Этот штемпель используется для гашения корреспонденции до настоящего времени. (Табл. 10). Таблица 10
СТАНЦИЯ РУССКАЯ В начале 1972 г. 17-я САЭ на Берегу Хобса подыскала место на мысе Беркс для строительства новой станции Русская. На следующий год, 17 февраля 1973 г. д/э «Обь» подошел к району мыса Беркс, а 23-го был высажен десант для создания станции. Но погодные и ледовые условия не позволили открыть ее. Проведя небольшие научные работы и закончив рекогносцировку, зимовщики 1 марта были вынуждены законсервировать станцию и вернуться на корабль. 2 марта «Обь» ушла из района станции. В. М. Пигузов, начальник станции Русская, имел штемпель № 2676 с надписью «Советская антарктическая экспедиция. Станция «Русская». 74°43' ю. ш., 137°07' з. д.». Гашение конвертов этим штемпелем производилось радистом станции П. М. Хлямзовым только один день — 1 марта 1973 г., когда все работы уже были прекращены. СЕЗОННАЯ СТАНЦИЯ ДРУЖНАЯ 21-я САЭ открыла на леднике Фильхнера, в прибрежной зоне моря Уэдделла 31 декабря 1975 г. сезонную станцию Дружная. Ее координаты были 77°34' ю. ш., 40° 13' з. д. Начальник первой сезонной смены Г. Э. Грикуров рассказывал: «Для геологов, гидрографов, гляциологов там научное раздолье; ледники Фильхнера и Ронне — гигантские массивы льда, очень динамичные, их береговая линия то и дело меняется. Наша ледовая база Дружная дрейфует со скоростью до мили в год — это пять-шесть метров в сутки, координаты базы все время меняются». Работать сезонная база будет долго. И очень жаль, что в первом сезоне Дружная не имела почтового штемпеля. Этот пробел пришлось восполнять сопроводительными штампами, изготовленными участником сезонного отряда Ю. А. Жировым. Гашение же писем производилось почтовым штемпелем на Молодежной. 22-я САЭ уже имела штемпель Дружной № 3275 с текстом «Антарктида, станция «Дружная»». Применяется он с 15 декабря 1976 г. по настоящее время во время рабочего сезона. КОНТИНЕНТ МИРА И ДРУЖБЫ Континентом мира и дружбы называют Антарктиду. Справедливости ради к этому определению следовало бы добавить «и взаимопомощи». Спасение бельгийских полярников экипажем советского самолета под командованием В. М. Перова в 1958 г. — яркий пример взаимопомощи. Установление духа сотрудничества и взаимопонимания в итоге привели к переговорам, а затем, 1 декабря 1959 г., и к подписанию Договора об Антарктике. Договор был ратифицирован 23 июня 1961 г. двенадцатью странами, позднее к нему присоединился еще ряд государств. Он определяет международно-правовое положение Антарктики, запрещает проведение на ее территории любых военных мероприятий, испытания любых видов оружия и ведение военных действий. Дух мира, дружбы и сотрудничества, царящий в Антарктиде, может служить примером для других областей международных отношений. В Москве, в Доме дружбы 26 января 1961 г. проходил вечер советской общественности, посвященный подписанию Договора об Антарктике. Здесь выездное почтовое отделение К-9 проводило спецгашение штемпелем № 717. Почта СССР выпустила в сентябре 1963 г. серию из четырех марок, открывающуюся 3-копеечной маркой № 2919, текст на которой «Антарктида — континент мира» дал название всей серии. К 10-летию ратификации Договора об Антарктике Министерство связи СССР выпустило марку № 4010 и изготовило штемпель № 2433, и 21 июня 1971 г. на почтамте Москвы проводилось гашение Первого дня выпуска этой марки. 23 июня 1971 г., в день 10-летия ратификации Договора об Антарктике, на почтамтах Ленинграда и Москвы проводилось СГ штемпелями № 2436, 2437. К этому СГ был издан конверт № 7492. АВИАПОЧТА В АНТАРКТИДУ Первый перелет из Москвы в Антарктиду начался 15 декабря 1961 г. на двух турбовинтовых самолетах ИЛ-18 и АН-12. В день завершения перелета, посадке на аэродроме американской базы Мак-Мердо, — 24 декабря 1961 г. — на московском почтамте проводилось спецгашение штемпелем № 866. Воздушная экспедиция вылетела на родину 24 января 1962 г. и прибыла в Москву 2 февраля 1962 г. Этот перелет также отменен гашением (№ 75), проводившимся в Москве в день его завершения. В серии «Антарктида — континент мира» марка № 2921 посвящена полярной авиации. Ею франкировали письма, посылавшиеся в Антарктиду с двумя самолетами ИЛ-18, идущими во второй трансконтинентальный перелет. Для гашения корреспонденции, отправляемой из Москвы этим рейсом, в отделении связи К-339, расположенном на аэровокзале в Шереметьево, применялся штемпель № 1209. Рисунок штемпеля выполнен по мотивам марки № 2921. Ошибка художника — он изобразил на штемпеле контуры самолетов ИЛ-18 и АН-10, в то время как в перелете участвовало два ИЛа, — не снижает ценности писем, доставленных этим рейсом в Антарктиду. В Мирном нет взлетно-посадочной полосы (ВПП) для приемки таких гигантов, как ИЛ-18. Ее каждый раз приходится готовить заново, там в это время часты ураганы и метели, ВПП заметается, и весь труд сводится на нет. Поэтому от прямых рейсов в Антарктиду отказались до подготовки аэродрома в районе Молодежной. А пока иногда используется промежуточный вариант: корабль САЭ приходит на антарктическую станцию с частью участников экспедиции, меняет зимовщиков и с ними идет в Австралию, куда к этому времени прибывает самолет с нашими людьми. Здесь они меняются, самолет с зимовщиками улетает на родину, а корабль с прибывшим составом новой САЭ отправляется в Антарктиду. Но такие смешанные рейсы бывают не каждый год, и почта в этих случаях хотя и поступает, но в очень ограниченном количестве. Основная же масса писем идет с кораблями. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Введенский А. А. В снегах крайнего юга. Л.: Лениздат, 1976. 2. Вилле Г. Г. В плену белого магнита. Л.: Гидрометеоиздат, 1965. 3. Дубровин Л. И. Человек на ледяном континенте. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. 4. Информационный бюллетень Советской антарктической экспедиции, № 1—98, ААНИИ. Л.: Морской транспорт, 1958—1978. 5. Каталог почтовых марок СССР. 1918—1974. М.: Ц А «Союзпечать», 1976 и ежегодные приложения к нему. 6. Ломоносов М. В. Первые основания металлургии или рудных дел. Сп., 1763. 7. На самой южной земле: Сборник. М.: Гографгиз, 1959. 8. Нудельман А. В. Советские экспедиции в Антарктику 1955—1959 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 9. Нудельман А. В. Советские экспедиции в Антарктику 1958—1960 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 10. Нудельман А. В. Советские экспедиции в Антарктику 1959—1961 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 11. Нудельман А. В. Советские экспедиции в Антарктику 1961 — 1963 гг. М.: Наука, 1965. 12. Силкин Б. И., Троицкая В. А., Шебалдин Н. В. Наша незнакомая планета. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 13. Советские специальные почтовые штемпеля 1922—1961: Каталог. Составитель Я. М. Бовин. М.: Главная филателистическая контора, 1963. 14. Специальные почтовые штемпеля СССР 1922—1972 гг.: Каталог-справочник. Составитель В. А. Якобе. М.: Связь, 1976. 15. Специальные почтовые штемпеля СССР 1973—1976 гг.: Каталог-справочник. Составитель В. А. Якобе. М.: Связь, 1979. 16. Трешников А. Ф. История открытия и исследования Антарктиды. М.: Географгиз, 1963. 17. Труды Советской антарктической экспедиции. Т. 1—69. Л.: Морской транспорт. 18. Художественные маркированные конверты СССР 1953—1967 г.: Каталог. Составители С. И. Нагель-Арбатский и В. А. Орлов. М.: Союзпечать и дополнения к этому каталогу за 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974—1976 гг. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|