Филателистический
музей и библиотека
 





 

 

Дворцы Государственного Русского музея.  Михайловский дворец. Михайловский замок. Мраморный дворец. Строгановский дворец. Сб. статей. 1999-2000 гг.

Дворцы Государственного Русского музея. Михайловский дворец. Михайловский замок. Мраморный дворец. Строгановский дворец. Сб. статей. 1999-2000 гг.

Цена: 500.00 руб.
Описание: да

Название: Дворцы Государственного Русского музея. Михайловский дворец. Михайловский замок. Мраморный дворец. Строгановский дворец. Сб. статей. 1999-2000 гг.
 
ISBN: 5-900872-79-3
 
Издательство:  
Год издания: 1999-2000
 
Язык:  
Формат: 21,5Х29
 
Страниц: 267 стр.
 
Примечание:  

В конце 1980-х — в начале 1990-х годов в состав зданий, принадлежащих Государственному Русскому музею, кроме Михайловского дворца и корпуса Бенуа, вошли еще три архитектурных шедевра Петербурга — Строгановский дворец, Михайловский замок и Мраморный дворец. Все они строились как царские, великокняжеские или аристократические резиденции лучшими мастерами своего времени и не были приспособлены для музейных надобностей. Впрочем, почти все крупные петербургские и пригородные музеи расположены во дворцах, вовсе не предназначенных для экспозиций и храпения. В этом одно из отличий петербургских музеев от московских: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Исторический музей расположены в зданиях, построенных специально для показа и хранения произведений искусства и раритетов. Такова разница в исторических судьбах столиц в императорскую эпоху российской жизни, отразившаяся и в последующие столетия. Множество петербургских дворцов и особняков прекрасной архитектуры после революции 1917 года были заняты самыми разными учреждениями — военными, гражданскими институтами, работающими на военную промышленность, учебными заведениями и так далее. В силу необходимости реального функционирования новые хозяева меняли планировку, далеко не всегда бережно сохраняли в целом и в деталях доставшиеся им в наследство архитектурные шедевры. Получив в свое распоряжение три дворца, Русский музей должен был взять на себя две главные функции. Первая — привести в порядок памятники как архитектурные сооружения. Вторая — приспособить их иод экспозиции, выставки и хранение произведений искусства. Каждый из полученных музеем дворцов помимо запущенности, связанной с небрежным обращением с памятниками в последние шесть десятилетий, обладает довольно сложной строительной биографией. Все они в той или иной степени переделывались еще в прошлые столетия. История и хронология изменений, вносимых архитекторами и декораторами, далеко не всегда хорошо известна. Многие материалы разбросаны по архивам, другие — не сохранились. Конечно, все дворцы находились под надзором Инспекции по охране памятников архитектуры города. Однако нельзя назвать ни один из них полностью исследованным для проведения исторически выверенной архитектурной реставрации. Поэтому Русский музей — нынешний обладатель Михайловского, Строгановского и Мраморного дворцов, а также Михайловского (Инженерного) замка — взял на себя обязанность исследования архитектурной истории каждого из памятников с целью изучения и рекомендаций для будущих реставрационных работ. Сборник, посвященный дворцам Государственного Русского музея, включает статьи о каждом из них. Исследования, вошедшие в это издание, отличаются по масштабу и .характеру постановки проблем. Но каждое из них — результат поисков или научного осмысления материала. Одни авторы пытаются решить фундаментальные вопросы, связанные с авторством памятников. Другие — посвящают свое внимание системному описанию убранства зданий. Большинство статей связано с конкретными вопросами истории зданий, их фрагментов и деталей убранства, а также деятельностью архитекторов и художников. Публикуются и чисто исторические материалы. Сквозь весь сборник проходят проблемы атрибуции, что в первую очередь определяет его научную значимость. Авторство зданий, хронологические и иконографические проблемы, бытование их в разные периоды, источники сюжетных идей и их истолкование — вопросы, занимающие авторов многих статей. Стремление преодолеть достаточно распространенные, но не всегда аргументированные точки зрения неизбежно ведет к полемическому и дискуссионному характеру сборника, что вполне соответствует его научному назначению. Еще одна особенность отмечает эту книгу — разнообразие подходов к истолкованию архитектурных памятников. Впоследствии эти разные пути могут выделиться в самостоятельные линии изучения зданий: от пространственно-планировочного до функционально-бытового, от декора до провенанса, от генезиса идеи до реконструкции и перестроек. Сборник, посвященный четырем дворцам Русского музея, — первый шаг на пути синтезирующего изучения сложных художественных организмов, какими являются Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы и Инженерный (Михайловский) замок.