Филателистический
музей и библиотека
 





 

марки img1

ОЧАГИ ПОЛЯРНОЙ ПОЧТЫ СЕВЕРА

«...среди марок специальной почты существует много своих «британских Гвиан», «голубых Маврикиев» и «саксонских троек».

(Журнал «Филателия СССР»)

ГЛАВА ВТОРАЯ

2.1. Марки Вестераленского пароходства

Полярная почта появлялась вместе с арктическими экспедициями, организованными в разных странах. В истории полярной филателии, однако, почти не осталось следов почтовой документации этих экспедиций. Тем большее значение приобретают дошедшие до нашего времени письма с первыми марками полярной почты. Они встречаются в отдельных коллекциях, потому что выдержали испытание временем: «специализированные марки» сразу были встречены с интересом, их бережно хранили.

К особой группе выпусков специального назначения, положивших начало полярной почте Севера, следует отнести следующие:

1. Марки Вестераленского пароходства.

2. Марки капитана Баде.

3. Марки «собачьей почты».

Эти марки, как правило, появлялись еще до установления регулярных почтовых маршрутов на Севере, опережая, таким образом, введение государственных знаков почтовой оплаты, а то и просто мирно соседствуя, как бы «сосуществуя» с ними на одних и тех же конвертах. Они придавали своеобразный колорит почтовым отправлениям из Арктики.

История арктических «специализированных марок» тесно связана с той эпохой в освоении Крайнего Севера, когда интерес к этому району быстро принимал массовый характер. Этим и объясняется, почему одним из самых ранних очагов полярной почты Севера стал именно Шпицберген.

Хотя принято считать временем появления первой полярной марки 1908 г., когда Новая Зеландия сделала антарктическую надпечатку на одном из своих выпусков, у первенца были своеобразные предшественники — «специализированные марки». Правда, они не упомянуты в таких каталогах, как «Ивер» или «Цумштейн», «Михель» или «Скотт». Однако правомерность их не оспаривается: это марки так называемой локальной почты Шпицбергена» 1.

С появлением туристских судов у берегов Шпицбергена, предприимчивые норвежцы решили извлечь выгоду из растущего интереса к Арктике. В 1896 г. Вестераленское пароходство — норвежское пароходное общество — открыло маленькую деревянную гостиницу в бухте Адвентбэй. Так появился самый северный в мире отель. Он мог принять 40—50 туристов. Пароход «Лофотен» отправлялся из Хаммерфеста в июле—августе каждый вторник и через двое суток прибывал в Адвентбэй. Со второй половины августа рейсы прекращались.

Эти рейсы и послужили предпосылкой для организации местной почты на Шпицбергене. В том же самом году в Норвегии по инициативе пароходства отпечатали первую марку Шпицбергена — так называемую марку локальной почты. Автором ее был М. Гъерер, проживавший в Тромсё. С мая 1896 г. один выпуск за другим следовал вплоть до 1912 г., и все они печатались в Тромсё, а продавались только в отеле в Адвентбэе. Применяли их в качестве дополнительной франкатуры, помимо которой полагалось для оформления почтовой операции клеить на конверт государственную почтовую марку Норвегии. Лишь тогда корреспонденция принималась к дальнейшей отправке почтовыми конторами арктического побережья Норвегии.

Для продажи и гашения марок открыли специальное почтовое отделение при отеле. Здесь применялся свой штемпель, имевший несколько типов и разновидностей.

Интересно, что среди первых туристов было немало русских. Русская пресса уделяла тогда особое внимание Шпицбергену. Очевидцы, рассказывавшие в газетах о своем путешествии, не оставили незамеченными и марки локальной почты. Значит, уже на рубеже века в России было известно о создании местной почты на Шпицбергене. Вполне вероятно, что кое-где осела и почтовая корреспонденция с русскими адресами.

марки img2

Марки локальной почты, действовавшей на Шпицбергене в 1896—1913 гг.

марки img3

Туристская открытка 1913 года со Шпицбергена, франкированная локальной маркой и маркой Норвегии. Отправитель сообщает друзьям, в частности: «Вчера достигли 86-го градуса и подошли к границе пакового льда. Великолепное путешествие. Сегодня мы. уже держим путь обратно в Норвегию…»

2.2. Марки капитана Баде

Вслед за энтузиастами на остров Шпицберген потянулись и просто любопытные. Тогда-то энтузиаст полярных путешествий капитан дальнего плавания немец Вильгельм Баде « решил, что пришло его время...

Вильгельм Баде родился в 1843 г. в Мекленбурге и уже в 15-летнем возрасте начал плавать юнгой. В 1869 г. он был участником второй германской арктической экспедиции на «Ганзе», а в 1891 г. впервые побывал на Шпицбергене. Эта поездка и натолкнула его на мысль организовать специальные туристские рейсы к Шпицбергену. Впоследствии капитан Баде побывал и на островах

Земли Франца-Иосифа. И все же его основной заслугой было установление регулярной связи со Шпицбергеном.

Капитан прельщал туристов широковещательной рекламой, не забывая при этом и столь существенный козырь, неотразимо действовавший на немецкого бюргера: «Сам кайзер, пленившись суровой красотой Севера, провел здесь свои каникулы...». Для целей рекламы Баде издавал в Адвентбэе «самую северную в мире» газету. Заготавливалась она впрок на материке... Как бы там ни было, благодаря предприимчивости Баде, в середине 90-х годов европейским туристам впервые представилась возможность истратить свои деньги для знакомства с Арктикой.

Вместе с тем, кое-чем обязаны капитану Баде и филателисты...

...Почти одновременно с появлением первых марок шпицбергенской почты пустил в оборот свои марки и капитан Баде. Они продавались, естественно, только на кораблях, которые фрахтовались им для рейсов на Шпицберген—«Штеттин», «Данциг» (пароходной компании «Норддейчер Ллойд»), «Эрлинг Ярл», «Кёниг Харальд» (Норвежское пароходное общество). Это обстоятельство заставляет особо выделить марки Баде, не позволяя включать их в общий ряд локальных марок Шпицбергена. Во всяком случае, они являются довольно редким материалом; по каждому рисунку было изготовлено всего лишь тысяча экземпляров и никакого запаса не делалось. Печатание своих марок Баде поручил одному литографу в г. Висмаре. Заказ выполнялся в течение 1897—1898 гг.

Марки Баде имели разные сюжеты и разные цвета. На рисунке первого выпуска 1897 г. — лыжник, сопровождаемый собакой. Вверху надпись полукругом — «Арктическая почта», внизу — «Кап. В. Баде». По четырем углам обозначено номинальное достоинство — 10. Эта марка печаталась в фиолетово-золотисто-черной цветовой гамме. Рисунок второго выпуска изображает тюленя на льдине. Внизу надпись: «Полярная почта», вверху по углам обозначен тот же номинал. Марка синяя. Оба выпуска имеют зубцовку 11 ¼, бумага — без водяных знаков.

Известна также иллюстрированная почтовая карточка Баде. Небольшой тираж этих карточек отпечатан в литографии Мюнхена. На лицевой стороне изображены живописный глетчер Смееренбург на Шпицбергене, пароход у берега и белый медведь на льдине.

марки img4

Второй выпуск локальной почты капитана Баде: «Полярная почта» (1898 г.)

Над рисунком помещена рекламная надпись: «В Норвегию, на Шпицберген и к вечным льдам — с полярным путешественником В. Баде, капитаном в отставке. Висмар на Балтийском море». Но для филателистов более интересна оборотная, то есть «служебная» сторона карточки. Как и водится, она имеет вверху непременную надпись на двух языках (немецком и французском): «Почтовая карточка — Всемирный почтовый союз».

Карточки Баде выпущены только одного типа. Приобрести их можно было только у обер-стюарда на судне. Слева от служебной надписи наклеивалась одна из марок Баде. Для гашения марок применялись особые штемпеля с обозначением географического пункта (по кругу) и даты (по центру). В филателистических исследованиях приведены следующие шесть типов этих штемпелей (фиолетового и синего цветов):

Шпицберген — Северное побережье; Шпицберген — Смееренбург; Шпицберген — Магдаленен-Бэй; Шпицберген — Айсфиорд; Медвежий остров Северного Ледовитого океана; Северный Ледовитый океан — 80° сев. шир.

Чтобы погашенные карточки Баде могла принять к пересылке регулярная почта, в первом же порту необходимо было проштемпелевать предварительно наклеенную справа почтовую марку Норвегии. Чаще всего это происходило на почтамте портового города Хаммерфеста.

* * *

Какова дальнейшая судьба локальных марок Шпицбергена?

Общее количество выпусков, сделанных как норвежцами, так и, впоследствии, французской и австрийской экспедициями, составило (включая и обе марки Баде) около 25. Норвежцы выпускали свои марки столько, сколько существовало почтовое отделение в Адвентбэе.

...Но постепенно таяло число оленей, на которых так легко было охотиться на заре туристского нашествия на Шпицберген. Все меньше становилось желающих подолгу задерживаться в шпицбергенском отеле и по той причине, что развертывание угледобычи убивало всю местную экзотику. Гостиницу, а вместе с ней и почтовое отделение, продававшее «самые северные в мире» марки, пришлось закрыть.

Впоследствии выпускались, однако, виньетки в ознаменование полярных рейсов немецкой пароходной компании «Норддойчер Ллойд». Известны выпуски 1908/1909, 1914, 1925 гг. Они включены в немецкий «Специальный каталог» Мюллера.

В последние годы стал заметнее интерес коллекционеров к предшественникам первых полярных марок. Их ищут на крупных аукционах. Особенно же желательным объектом коллекций полярной почты стали локальные марки Шпицбергена на конвертах.

2.3. Марки «собачьей почты»

Полярная почта, доставленная через сотни километров в упряжке ездовых собак... Пожалуй, нет более романтичного способа организации почтовой связи. О «собачьей почте» не раз писали еще в русских периодических изданиях начала века, не упускали ее из поля зрения и филателистические журналы зарубежных стран. Рассказывал о ней в своих аляскинских историях и Джек Лондон. Однако очень долгое время в различных европейских странах оставались в неведении о специализированных марках «собачьей почты».

Кстати, для изучения развития специфических методов почтовой связи — локальной почты Севера — марки местных выпусков дают больше материала, чем официальные, коммеморативные. В связи с этим представляется заслуживающей внимания точка зрения, высказанная на страницах «Филателии СССР» № Ъ за 1969 г. (стр. 22) в статье о марках специальной почты:

«Жаль, что сейчас лишь отдельные энтузиасты-филателисты занимаются коллекционированием марок этой группы, а большинство каталогов даже не упоминает о них. В то же время среди марок специальной почты существует много своих «британских Гвиан», «голубых Маврикиев» и «саксонских троек». К числу вот таких интересных выпусков, о которых пишет журнал, можно отнести и малоизвестную марку «собачьей почты».

Но прежде несколько слов о «собачьей почте» 2. Многие десятилетия, когда люди еще не знали, что почтовой связи в отдаленных полярных районах послужит авиация, самым удобным средством для пересылки корреспонденции была обыкновенная собачья упряжка. Она нашла широкое применение у нас в северной части Сибири, в Канаде и на Аляске. Выходивший в Петербурге «Почтово-телеграфный журнал» (октябрь 1912 г., стр. 780— 781) рассказывал читателям о том, как на обширных пространствах русского Севера — в Якутии и на Камчатке — применялась собачья и оленья почта.

На трех-четырех нартах помещали не только почту с ямщиком, но и путника. Собаки запрягались по двенадцать в одни нарты при одной собаке-вожаке. В течение суток такая закладка пробегала до 200 верст, доставляя двух пассажиров и почту.

О «собачьей почте» в других странах упоминается в книге Г. А. Аграната «Зарубежный Север»: «Протяженность маршрутов зимних поездок на собаках в восточном секторе Канадской Арктики зачастую измеряется 2—3 тыс. км. Собачья упряжка проходит по нетронутому снегу много дней подряд, преодолевая в сутки до 100, а с малым грузом — до 150—200 км» 3.

марки img5

Локальная марка «собачьей почты», выпущенная в 1908 г. для оплаты корреспонденции на маршруте Дна Скагуэй (арктическая Аляска). Еще один очаг полярной почты Севера

В 1908 г. на Аляске находилась в обращении локальная марка, получившая в свое время известность как выпуск «Экспресса Мак Крили». Это единственный в своем роде знак почтовой оплаты. Историю его рассказал впервые некто С. К. Мэркиус на страницах издававшейся в канун 20-х годов в США «Филателистической газеты».

...Жители небольшой северо-канадской деревушки Диа, которая находится на самой границе с Аляской, долгое время не имели возможности пользоваться услугами регулярной почты. Ближайший пункт, куда могли заходить маленькие суда — Скагуэй. Туда, на берег Аляскинского залива, и переправляли почтовую корреспонденцию из Диа. А вся встречная почта лежала на пирсе в Скагуэе до тех пор, пока кому-либо не вздумается забрать ее оттуда.

Предприимчивый мистер Мак Грили, ежедневно выезжавший на собаках в Скагуэй и возвращавшийся обратно в Диа, взял на себя заботы по отправке и получению почты на пирсе Скагуэя. За эту услугу он взимал по 25 центов за каждое доставленное письмо. Познакомившись с добровольным почтальоном, С. К. Мэркиус предложил ему пользоваться марками. Сделка состоялась. Мак Грили согласился заниматься почтой Мэркиуса безвозмездно при условии, если тот предоставит ему свои марки.

И вот марки «собачьей почты» заказаны в Сан-Франциско. За несколько дней до 1 апреля 1908 г. тираж марок был доставлен в Диа. Компаньоны успели, однако, израсходовать только одну сотню экземпляров марок. С первого апреля в тех краях объявился почтовый инспектор — некто мистер Крумм. Он установил регулярную государственную почтовую линию между обоими пунктами. Естественно, это вмешательство лишило Мак Грили его бизнеса... На этом и закончилась короткая история марок «собачьей почты».

Умерла ли почтовая собачья упряжка?

Нет, она оказалась весьма живучей. Даже теперь, когда авиация доказала свою силу в Арктике, полярная почта еще продолжает прибегать к помощи собачьей упряжки. Почтовая служба в Арктике, знающая цену механического вида транспорта и предпочитающая гусеничные машины «собачьей тяге», тем не менее, и по сие время не может подчас обойтись без романтичной собачьей упряжки. На просторах арктической части Канады доставка почты с помощью собак и поныне отмечается специальными «каше» — иллюстрированными сопроводительными штемпелями.

В русской географической литературе в прошлом нередко можно было встретить упоминания «собачьей почты» в Сибири. В конце минувшего столетия этот способ доставки почтовой корреспонденции описали в своих заметках многие очевидцы. Еще в 20-е годы прошлого века его наблюдали побывавшие на Севере Восточной Сибири путешественники: русский мореплаватель Фердинанд Врангель, руководивший географической экспедицией (известен и как главный правитель русских колоний на Аляске в 1829—1835 гг.), и немецкий ученый Адольф Эрман.

Интересно, что в 1901 г. — на другой год после открытия транссибирской железной дороги — петербургский «Почтово-телеграфный журнал» опрометчиво предсказал отмирание почтовых собачьих упряжек в связи с появлением железной дороги... Жизнь доказала, однако, что на Севере «собачья почта» фактически вне конкуренции, коль скоро речь идет о внутрирайонных и даже межрайонных связях.

2.4. Географические пределы почты Севера

Исследуя очаги арктической почты, важно четко очертить географические пределы той отрасли полярной филателии, которая занимается Арктикой.

В связи с принятой классификацией следует вспомнить, что Арктика это полярная область земного шара, примыкающая к Северному полюсу. Раньше условная южная граница Арктики проходила по Северному полярному кругу. Ныне она переместилась немного севернее и представляет собой извилистую линию изотермы + 10 С для самого теплого месяца (июль). Практически, эта граница на материке совпадает с границей между северной таежной зоной и началом зоны тундры. Южнее этой границы расположены субарктическая зона и северные территории по обе стороны Полярного круга (66°33' с. ш.), именуемые полярными районами.

марки img6

Самая ранняя арктическая экспедиция России, оставившая след в филателии экспедиция Семена Дежнева. На марках, мыс Дежнева и путь его кочей

Арктика занимает немалую часть земного шара — 21 миллион квадратных километров. Из них почти половина — 9 миллионов 300 тысяч кв. км — находится в пределах границ СССР. Другую половину занимают Норвегия, Дания, Канада и США. Небольшими арктическими территориями располагают также Финляндия и Швеция.

К арктическому району прилегают северные территории Мурманской, Архангельской, Тюменской областей, Красноярского края, Якутской АССР, Магаданской области. Следовательно, Мурманск, Нарьян-Мар, Дудинка, Норильск, Диксон, Тикси, Певек, Бухта Провидения — типичные полярные города, поселки и порты. Поэтому многое из того, что связано с этими географическими пунктами и нашло отражение в филателии, должно быть отнесено к полярной тематике.

1 Марки капитана Баде не принадлежат к числу марок локальной почты Шпицбергена.

2 Не путать с практиковавшейся еще в XVIII веке пересылкой депеш с собаками.

3 Г. А. А г р а н а т. Зарубежный Север. М., АН СССР, 1957, с. 156.

Вперед:

ГЛАВА 3. АРКТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ РОССИИ

Назад:

ГЛАВА 1. ПОЛЯРНАЯ ПОЧТА И ПОЛЯРНАЯ ФИЛАТЕЛИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ