Город ювелиров. Блистательная новая столица новой России - Петербург - сразу стала огромным рынком для драгоценностей, пышных и ярких украшений быта русской аристократии. Знати, ставшей жить по-новому, понадобилось великое множество брошек, часов, табакерок, колец, серег. Императрицам и императорам нужны были короны и коронные драгоценности. Спрос родил предложение. В Россию вслед за вещами потянулись и их производители. В Петербурге одна за другой возникали мастерские знаменитых и начинающих ювелиров из Франции, Германии, Швейцарии, Великобритании. Особый всплеск ювелирного рынка произошел, конечно же, при Елизавете и Екатерине Великой, правительницах готовых широко тратить на свои прихоти. В этом случае прихоть вполне совпадала с государственными нуждами. Украшения короны укрепляли власть Короны. Имя великого Позье можно поставить в один ряд с архитекторами, искусством своим возвеличивавшими Россию - Растрелли, Кваренги, Ринальди... Эти иностранцы быстро перестали быть чужими. Одно за другим поколения ювелиров, чьи предки приехали из Европы, жили и работали в Петербурге. Они стали неотъемлемой частью этого международного и многонационального города. Они впитывали с детства его столичный дух и его строгую стилистику. Их произведения становились петербургскими не только по месту производства, но и по своему художественному языку. Драгоценными изделиями пишется летопись Петербурга. Художественный язык определялся как европейскими нормами, так и желаниями заказчиков. Это уже вносило в него русскую традицию. Русские ювелиры и русское окружение придавали новое звучание привезенным приемам и вкусам. Как и во всех других областях культуры, создавался особый русский вариант общеевропейской традиции. Вариант пышный, элегантный и легко узнаваемый. В России собственные традиции всегда живут рядом с богатым мировым наследием, восточным и западным, древним и новым. Все это востребовала эпоха, когда в моду вошел стиль историзма. Великий Фаберже и его мастера осваивали древнерусские приемы вместе со стилем и ухищрениями греческих, скифских и дальневосточных ювелиров. И снова рождались русская неподражаемость и оригинальность. Элегантность оставалась петербургской чертой и в эпоху так нуждавшегося в ней искусства модерна. Она содержится в воздухе Петербурга и потому не может совсем исчезнуть. Петербургские традиции продолжаются современными мастерами. Впервые Эрмитаж показывает рядом с вещами из старых музейных коллекций произведения ювелиров сегодняшнего Петербурга. Так наша выставка становится небольшим соревнованием эпох, в котором всегда побеждает Петербург. М.Б. Пиотровский директор Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук, профессор Государственного Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент Российской Академии паук, члеп-корреспондепт Российской Академии художеств |