Музейный каталог является одной из самыхs строгих и корректных форм научной дея тельности музея. За внешне будничным на званием он скрывает обширную научную » информацию, предлагая новые атрибуции, гипотезы, подчас сомнения, первые публикации многих архивных материалов, историю бытования произведений, входящих в состав коллекции, а стало быть и историю собирательства разных эпох. Выпуская в свет собранные музеем памятники и тем самым открывая огромное поле для дальнейших исследований, каталог дает им второе рождение. Являясь естественным отражением состояния современной науки, он становится веским аргументом для будущих научных обобщений. Настоящий полный каталог скульптурной коллекции Третьяковской галереи представляет всю ретроспективу русской скульптуры и располагает к тому, чтобы заново внимательно ее рассмотреть, заново осмыслить результаты деятельности нескольких скульптурных эпох. Каталог публикуется в трех томах. 1-й том - «Скульптура XVIII—XIX веков» — выявляет линию развития классицистической скульптурной традиции: ее высочайший взлет, постепенное перерождение в академизм и академический натурализм, завершение и появление первых признаков нового пластического мышления на рубеже XIX и XX столетий. Этот календарный рубеж более логично, чем 1917 год, разделяет скульптурные эпохи в России, обозначая время слома стилей, рождения новой скульптурной традиции, перемещение художественной идеологии и творческого потенциала из Петербурга в Москву. 2-й том - «Скульптура первой половины XX века» - включает широкий спектр формальных и образных исканий мастеров первой трети XX века, живших в основных художественных центрах и других городах России, а также эмигрировавших на Запад, показывает развитие и становление национальной скульптурной традиции и ее трансформацию в условиях тоталитарного государства. 3-й том - «Скульптура второй половины XX века- - посвящен скульптуре постсталинской эпохи, когда вновь ноя-вились возможности соприкосновения со старыми культурными традициями и переосмысления новых и новейших русских и западных художественных идей. Произведения каждого из скульпторов помещены в пределах одного тома. Аргументами в определении места публикации служило представление о периоде максимальной творческой активности мастера, его влиянии на художественный процесс, а также исследование стилистики и формальных методов построения скульптурной формы. Три тома каталога скульптуры XVIII-XX веков входят составной частью в сводный каталог собрания Государствен ной Третьяковской галереи. Прежде чем перейти к характеристике коллекции скульптуры XVIII-XIX веков и истории ее возникновения, следует сказать несколько слов о специфике музейного собирательства скульптуры, в которой возможно тиражирование, интерпретация первоначальной модели в различных материалах и существование иногда значительного числа так называемых «корреспондирующих» экземпляров. Как относиться к понятию «оригинал» в скульптуре, в которое каждая эпоха вносит свои коррективы? Художественный стиль эпохи, ее отношение к материалу искусства теснейшим образом связаны с качественным уровнем коллекций. Мастера классицизма с глубоким вниманием относились к конструктивным возможностям материалов, учитывая их особенности при переводе первоначальных моделей, выполненных в «промежуточных» - глине, мастике, воске, в «окончательные» - бронзу и мрамор. Если текучая бронза специально приспособлена для того, чтобы точно воспроизводить нюансы формы лепной модели, то при переводе в камень та же модель является образцом, по которому специальными методами она воссоздается заново в соответствии с законами каменного монолита. |