Среди ценителей, знатоков и собирателей памятников древнерусского искусства исключительная роль принадлежит представителям рода Строгановых. Известная торгово-промышленная династия, с XV века обосновавшаяся на Севере Руси, способствовала небывалому расцвету искусств и ремесел, сохранению и преумножению древних художественных традиций в эпоху позднего средневековья. В 1515 году родоначальник династии — Аника (Ио-анникий) Федорович Строганов устроил по берегам реки Вычегды первые соляные варницы, служившие в этих местах главным источником дохода. Предприимчивые наследники продолжили дело Аники, наладив выгодный сбыт соли в землях центральной Руси. Значительная часть получаемых от торговли прибылей шла на богоугодные дела. В городе Соли Вычегодской (впоследствии — Сольвычегодск), в месте слияния рек Усолки и Вычегды, в 1560 году Аника Строганов заложил величественный каменный Благовещенский собор. Посвящение храма празднику Благовещения не было случайным. Оно повторяло посвящение главного храмового престола Российского государства — царского Благовещенского собора Московского Кремля. На кремлевский собор ориентировался и создатель иконостаса сольвычегодского собора — одного из крупнейших иконных комплексов, созданных на рубеже XV1-XVTI веков. В украшении Благовещенского собора Сольвыче-годска участвовало несколько поколений Строгановых. Особенно потрудились внуки Аники Федоровича — Никита Григорьевич и Максим Яковлевич. Об этом свидетельствуют древняя опись собора и надписи на заказанных и вложенных ими в собор произведениях. На средства Никиты Григорьевича Строганова были |