Эта книга посвящена мало исследованной в русском искусстве теме — интерьеру жилого дома конца XIX — начала XX веков. В «нервной приподнятости тогдашней интеллигенции» отразилось острое предчувствие, что «переход от Х1Х-го века к веку ХХ-му ... был не просто календарной сменой, а чем-то объективно значительным, объективно ощущаемым» (1). Именно в этот период, отмеченный выдающимися проявлениями в самых разных областях художественной и интеллектуальной жизни России, сформировались новые принципы устройства жилой среды, интерьера и его предметного наполнения. Тогда же сформировался в своей основе тот тип дома и квартиры, который во всем своем многообразии стал привычной средой обитания человека после-дующих десятилетий. Значительно усилившееся в конце XIX — начале XX веков стремление к единству решения архитектурного облика дома и его внутреннего убранства явилось причиной того, что полное представление об этой области архитектурного творчества сегодня можно получить только путем пристального изучения всех его составных частей и, одновременно, выявления общих закономерностей, свойственных интерьеру исследуемого периода. Интерьер принадлежит к комплексным видам архитектурного творчества и определяется тремя основными составляющими: пространственно-планировочной структурой, архитектурным оформлением плоскостей (стен, потолков, полов) и предметным наполнением комнат. Эти составляющие впервые рассматриваются в комплексе, что позволяет получить достаточно целостную картину такого чрезвычайно интересного художественного явления, как русский интерьер рубежа XIX — XX столетий. В первой главе книги показано разнообразие пространственно-планировочных решений дома и квартиры, при этом выделены наиболее типичные из них, характеризующие господствующее направление в искусстве интерьера. С новыми архитектурными особенностями интерьеров были тесным образом связаны принципы расстановки мебели. Здесь же дается характеристика осветительных и отопительных приборов, которые, являясь неотъемлемой частью интерьера, играли свою роль в сложении новой эстетики домашней обстановки. Затронута также проблема цвета и света в интерьере, ставшая особенно актуальной в этот период. Вторая глава посвящена русской мебели конца XIX — начала XX веков, ее производству и стилистическим особенностям. Дана характеристика всем художественным направлениям. |