Изучение Коптского искусства учеными России. Наука, изучающая историю, религию, культуру, язык, литературу, искусство египтян-христиан, называется коптологией. Зародилась она в Европе в первой половине XVII в. Долгое время интересы коптологов сосредоточивались только на памятниках письменности, из которых специалисты извлекали сведения о языке, истории, культуре, религии христианского населения долины Нила. В силу разных причин объективного характера Россия заявила о себе как об одном из центров коптологических исследований много позднее -в конце XIX в. Начало этому было положено «отцом отечественной коп-тологии» О. Э. фон Леммом (1856-1918), старшим хранителем Азиатского музея АН, профессором Петербургского университета, одним из авторитетнейших в мире специалистов в знании коптского языка и памятников коптской письменности (1). В 1883 г. на VI МКО в Лейдене О. Э. фон Лемм выступил с докладом, который был посвящен обзору коптских рукописей, хранившихся в собраниях Санкт-Петербурга (Публичная библиотека, Азиатский музей, Институт восточных языков при МИД) (2). Эту дату мы вправе принять за отправную точку истории отечественной коптологии, которая в ту пору, как и во всем мире, была сосредоточена на анализе разнообразных памятников письменности (папирусы, пергамены, остраки, надписи на стенах зданий, надгробиях и т. п.). За прошедшие более 120 лет достижения учеников и последователей О. Э. фон Лемма в лице Б. А. Тураева, П. В. Ернштедта, А. И. Еланской, М. К. Трофимовой, А. Л. Хосроева и др. признаны мировой научной общественностью. Цель этой работы - попытаться осветить вклад отечественных специалистов и деятелей культуры (по возможности в хронологической последовательности) в изучение другой области коптологии - искусства египтян-христиан. |