Модильяни. Портрет Пабло Пикассо. Не так уж часто сталкиваешься с сочетанием двух великих имен на одной этикетке, и каждый такой случай достоин особого внимания. Небольшая картина Модильяни — не исключение, и понятно, что о ней не забывают ни авторы монографий, посвященных итальянскому мастеру1, ни устроители выставок2. Вообще-то портретов Пикассо великое множество, но в подавляющем большинстве это фотографии. Осталось, правда, немало автопортретов. Но всегда интересно иметь дело еще и со «взглядом со стороны», тем более, когда это взгляд другого крупного живописца. У Пикассо обилие ранних автопортретов сменилось полным отходом от этого жанра с изобретением кубизма, словно художник подчинился строгому, чуть ли не религиозному, запрету, который добровольно наложил на себя. А портрет Модильяни относится как раз к периоду кубизма в творчестве Пикассо. Напоминая о контактах двух мастеров, картина высвечивает один из интереснейших аспектов искусства Парижской школы, которую в начале XX века образовали пришельцы из разных концов Европы. К моменту написания портрета Модильяни давно уже стал парижским старожилом. Во французской столице он появился почти десятилетием раньше. За плечами остались художественная школа в Ливорно с импрессионистической традицией макьяйоли (1898), путешествия по Италии (1901), занятия у одного из вождей макьяйоли Фаттори во Флоренции (1902), а затем в Реальном институте изящных искусств в Венеции (1903). Венецианские бьеннале 1903 и 1905 годов познакомили его с символизмом и французским импрессионизмом. В 1906 году Модильяни приехал в Париж. Подавляющее большинство его ранних произведений не сохранилось, и совсем нелегко судить о начальном художественном развитии человека, чьи творческие задатки с самого начала проявлялись не только в живописи |