«ВОСПОМИНАНИЙ ЦЕЛЫЙ ТОМ. . . » Собранные в этой книге воспоминания рассказывают о раннем периоде жизни нашего Института, от его возникновения до первого расформирования в 1931 г. За годы, о которых пойдет речь, Институт трижды менял название: с момен-та возникиовепия до 1920 г. он называлея Институт истории искусств, с фсвраля 1920 г., с официальным признаиием его российского значения, — Российский ин-ститут истории искусств и, наконец, с 1925 по 1931 г. — Государственный институт истории искусств. Любое из этих названий можно было бы вынести на обложку сборника, но мы выбрали второе, потому что именно к нему вернулся Институт в 1992 г., когда после миогократных переформирований, после тридцати лет еуще-ствования в качестве иаучно-исследовательского отдела при Леиинградском го-еударствеином институте театра, музыки и кинематографии он вновь обрел само-стоятельность. Стремление осознать преемственность современиой институтской иауки от паучных школ, возникших в етенах Института в 1910—1920-е гг., увидеть исторшо Института какчасть нетолько отечественной культуры, но и собственного прошлого — вот что побудило нас к созданию этой книги. Российский институт истории искусетв — уникальнос и до сих пор до кон-ца не оцененное явление культурной жизни России. Он возник в 1912 г., каза-лось бы, случайно — по чаетной инициативе и иа личные деньги графа Валснтина Платоповича Зубова, но в этой случайности просматривалась историческая зако-номерность: появление именно такого научно-просветительского учреждения от-всчало насущным потребноетям развиваютейся культуры Серебряного века, в которой изобразительные искусства (а Институт был создаи имеино для изуче-ния изобразительных искусств) заиимали совершенно особое место. Невиданный ирежде в России расцвет живописи, активный интсрес к художсственной крити-ке, мощная волна коллекционирования, посещение вернисажей и мастерских ху-дожников как неотъемлемая часть культурного досуга — все эти обетоятельетва стимулировали развитис науки об изобразительном искусстве в самостоятельную область знапия. Зубовский инетитут (это неофициальное название надолго закре-пилось за Институтом) стал по сути первым в России (и одним из первых в мире) епециальным искусствоводческим иаучпым учреждением. Особениую культурную миссию Института истории искусств общество осо-зиало сразу — недаром столь торжественным было его открытис, столь широко освешала это событие российская пресса. Задуманный по флорентийскому об-разцу как иаучно-иросветитсльский центр с библиотекой и искусствоведчески-ми курсами (курсы начали работать в 1912 г. и, развиваясь и видоизмсняясь, просуществовали вплоть до злополучного 1931 г.), Ииститут был, тем не меиее, подлинным порождением русского Ссребряного века, в искусстве которого тор-жсствовал принцип жизнетворчсства. Литературные и художественные салоны. театральные и музыкальные вечера были естественной формой художественного самовыражения. и Институт быстро занял видыое место в культурном простран-ствеСанкт-Петербурга. Столичная культуриая элита делила свое внимание между |