В 1993 году Российским научно-практическим центром по проблемам музейной педагогики и гимназией при Государственном Русском музее была сделана попытка пилотного издания сборника «Музейная педагогика в школе», показавшая его востребованность в музейно-педагогической среде и важность для развития художественного образования в целом. Настоящий сборник, посвященный актуальным вопросам взаимодействия музея и школы, представляет достижения образовательной деятельности Русского музея за последние пять лет. С позиций оценки музейной педагогики как наиболее эффективного средства гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса читателю предлагается широкий спектр публикаций. В статьях методологического характера (раздел I) освещаются вопросы научного анализа педагогической деятельности художественного музея и определения педагогического потенциала искусствоведения как одной из главных составляющих междисциплинарного содержания музейной педагогики. Подробному анализу реализации программы «Здравствуй, музей!», в описании которого приняли участие не только ее разработчики, но и учителя школ, а также дети и их родители, посвящен раздел II издания. Полагаем, большой интерес учителей и сотрудников музейных образовательных служб вызовет блок интегрированных уроков по «Портрету» как жанру изобразительного искусства и литературы, а также по «Культуре Ренессанса» (раздел III). Завершают издание публикации творческих работ учащихся, наглядно демонстрирующие результаты музейно-пе-дагогического процесса (раздел IV). Настоящим изданием Центр по проблемам музейной педагогики начинает издание серии ежегодных сборников «Музейная педагогика в школе», в которых планируется публиковать педагогический опыт не только Русского музея, но и других художественных музеев России. Б. Столяров |