Последнее десятилетие уходящего XX века определяется напряженным поиском новых моделей образования. В этом поиске все большее значение приобретают вариативные по отношению к образовательному стандарту модели. Наряду с внедрением новых обучающих методик школа активно стремится к освоению способов передачи культуры, символом которой является музей, уже па протяжении столетия воспитывающий устойчивую потребность в общении с се ценностями. И хотя как в зарубежном, так и в отечественном музееведении пока отсутствует концептуальное единство в отношении институциональной роли музея, у представителей гуманитарной науки сформировалось твердое убеждение, что музей является важнейшим институтом образования и культуры, а стало быть образовательно-воспитательная функция должна пронизывать все сферы его деятельности. Данное обстоятельство подчеркнуло настоятельную необходимость теоретического и методологического осмысления музейной педагогики как части общепедагогического процесса. С этой целью в 1996 - 1997 годах на базе Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики (Государственный Русский музей) состоялся методологический семинар «Проблемные аспекты музейной педагогики», объединивший крупнейших ученых Петербурга -представителей гуманитарной науки, а также музейных сотрудников. В настоящем издании читателю в живой дискуссионной форме диалога предлагается содержание этого семинара. Б. А. Столяров |