Живописные произведения, исполненные в XX столетии, состав ляют яркую страницу в собрании Русского музея. В его коллекции XX век. особенно первые три десятилетия, представлен полнее и богаче, чем в любом собрании мира. Уже в самом начале XX века музей приобретал произведения современных мастеров непосредственно с выставок и из мастерских художников. Так с выставок 1900-х годов попали работы Михаила Врубеля и Валентина Серова. Гордость коллекции Русского музея - произведения художников так называемого авангарда. Более ста картин Казимира Малевича, свыше ста живописных работ Павла Филонова, двадцать с лишним произведении Василия Кандинского, полотна многих других новаторов XX столетия собраны здесь к нашему времени. Ядро этой части коллекции составили около четырехсот работ, отобранных в начале 1920-х годов самими художниками авангарда для созданного в Петрограде Музея художественной культуры. По мнению организаторов музея, эти работы определяли пути зарождения и становления русского авангарда. После закрытия в 1926 году Музея художественной культуры, в течение нескольких лет последовательно формировавшего коллекцию тогдашнего авангарда, значительная часть этого собранна перешла в Русский музей. Важнейшим источником пополнения коллекции XX столетия были поступления с выставки "Художники РСФСР за XV лет". Организованная Русским музеем, эта экспозиция была посвящена юбилею революции. Выставка открылась в Ленинграде в ноябре 1932 года, и в 1933 году - в Москве. Она стала последней акцией широкого отбора произведений как для показа зрителям, так и для формирования музейных коллекций. Постановлением ПК ВКЩ6) от 23 апреля 1932 года .О перестройке литературно-художественных организаций" деятельность музеев, связанная с комплектованием собраний, была ограничена строгими идеологическими рамками. Лишь с середины 1950-х годов наступило некоторое ослабление идеологических запретов. Именно тогда официально была принята большая коллекция работ Малевича, принадлежавшая семье художника, но давно хранившаяся в музее. В те же годы собрание музея существенно пополнилось работами Кузьмы Петрова-Водкина. переданными его наследниками. Тогда же н позднее, несмотря на долго сохранявшееся негативное отношение официальных инстанций к авангарду, музей продолжал расширять свою коллекцию путем приобретений, а также поступлений из различных организаций. В 1981 году сестра Павла Филонова оформила дарственную почти на все наследие брата, хранившееся в музее с 1941 года. |