Никольские храмы древней Руси Шед Садко Божий храм соорудил Во имя Николы Можайского... Из былины От Кеми до Колы тридцать три Николы Пословица Традиции чествования святых восходит к первым векам христианства. Память о них закреплялась установлением ежегодных празднеств и возведением посвященных им храмов. Святые мыслятся как предстатели и молитвенники перед Богом за людей, а воздаваемая им честь относится и к самому Творцу. „Кто принимает вас, принимает Меня" (Мф 10: 40), — говорил Христос своим ученикам. Авторитет и популярность святого складывались в народном сознании далеко не сразу. Потребность в обращении за помощью к тому или иному святому формировалась обстоятельствами реальной жизни, была следствием светского и церковно-религиозного духовного опыта. Требовалось время, чтобы возникло доверие к святому, была засвидетельствована его способность к чудо-творению и появилась уверенность в эффективности обращенной к нему молитвы. Помощь в трудных жизненных обстоятельствах, покровительство определенному роду деятельности, вера в охраняющую силу соименного святого — все это должно было прочно войти в народное сознание, закрепиться в нем как результат многократно подтвержденного духовного опыта. Тем самым создавался образ могущественного небесного покровителя — ходатая перед Богом, надежного руководителя и помощника в земных делах. Причины популярности святого Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца на Руси следует искать в том его образе, который рисовался по житию святителя, в сопряжении житийных ситуаций с их реальными аналогами, которые порождали уверенность в том, что действенная сила, продемонстрированная святым в определенных житийных обстоятельствах, будет явлена и в актуальной для молящегося жизненной ситуации. При этом надо иметь в виду, что для средневекового человека, точнее сказать, для христианина не существовало тех проблем, которые ныне встают перед исследователем жития Николы: соотношение фактов жития с исторической реальностью, значение для понимания жития „мифологических мотивов и фольклорных схем" К В сознании верующего святой существовал как реальная историческая личность, как деятель церкви, олицетворявший христианский идеал, наконец, как святой, имеющий дерзновение молить Бога о помощи человеку и милости к нему. В житии, составленном Симеоном Метафрастом, святитель Николай предстает как человек спокойный и рассудительный, наделенный мягкостью и отзывчивостью на молитвенное обращение к нему. „Дошедшее до нас предание, — пишет автор жития, — представляет Николу старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние..." 2. По житию, святой Николай — „спаситель и добрый защитник". Он милостив, творит тайные благодеяния, спасает путешествующих по морю, помогает голодающим, защищает обиженных, освобождает от духовной погибели, приходит на выручку безвинно осужденным на казнь, молитвой возвращает к жизни бездыханного матроса, исцеляет больных и так далее. Ясная для современного человека риторическая и дидактическая окраска текста жития не только не препятствовала В.А.Булкин |