В 1989 в Третьяковскую галерею была передана согласно завещанию вдовы художника А.К. Ларионовой-Томилиной в качестве дара коллекция работ М. Ларионова и Н. Гончаровой. Состав собрания разнообразен: станковые живописные и графические работы, эскизы росписей и книжных иллюстраций, проекты театрального оформления, собранная М. Ларионовым коллекция лубков и гравюр, а также архив художников и библиотека. Графика - станковые рисунки и огромное количество театральных эскизов (речь о них пойдет во второй части каталога) - составляет большую часть этого наследия. Состав собрания определялся обстоятельствами жизни художников. Уезжая по приглашению С.П.Дягилева в 1915 в Швейцарию для работы в «Русских балетах», Гончарова и Ларионов не предполагали, что навсегда покидают Россию. Часть их произведений русского периода осталась в Москве. В начале 1920-х годов, осознав, что в ближайшее время их жизнь будет связана с Францией, Ларионов стремится получить свои ранние работы. Поиском и пересылкой картин и рисунков занимался бывший соученик Ларионова и Гончаровой по Московскому училищу, младший участник выставок лучи-стов, художник и исследователь искусства Л.Ф. Жегин. В 1926-1927 он организует отправку живописных и графических работ художников в Париж, а также хлопочет о приобретении Третьяковской галереей нескольких живописных работ Ларионова и Гончаровой. Вновь вернувшиеся в Россию в составе дара А.КТомилиной, эти произведения 1900-1910-х годов позволяют шире показать ранний период творчества мастеров, представленный ранее в графическом собрании Галереи единичными рисунками. Графические работы Ларионова этого времени - пастели и гуаши от небольших набросков-зарисовок актеров в костюмах, натурных рисунков животных на серой оберточной бумаге до большеформатных «Балетов» как бы «овеществляют» каталог произведений Ларионова 1889 - начала 1900-х, помещенный в книге Эли Эганбюри'. Эти произведения позволяют определить различные жанры его раннего творчества, круг художественных интересов Ларионова, его реакцию на современные выставки и жизнь училища (карикатура «Диспут» или шарж на выход первого номера «Золотого руна» - «Поход аргонавтов»). Среди работ этого времени небольшие, очень декоративные пастели с введением дополнительной серебряной и бронзовой краски - практически неизвестные иллюстрации к сказкам Пушкина, Андерсена, фантазии на темы русской истории, ночные и вечерние пейзажи со стогами и облаками, роскошные «Балеты» и «Прогулки» - своеобразная реплика на «Версальские серии» А.Бенуа); в них начинающий художник ведет своеобразные, не лишенные иронии диалоги с художниками и прежде всего с мастерами «Мира искусства», на выставках которого Ларионов и Гончарова экспонировали свои произведения. |