Легенды об этих праздниках живы до сих пор: и в наши дни самым ярким напоминанием о правлении Людовика XIV будут не его бесчисленные военные походы, а великолепие дворцов и парков Версаля, где нескончаемой чередой шли балы, пиры, концерты, спектакли, турниры, устраивались изысканные угощения среди фонтанов, балеты, фейерверки... Этот король любил и умел царствовать. Красота его прославленной резиденции, блеск его двора, где господствовал торжественный этикет, окружали персону монарха ореолом небывалого великолепия. Причина этого — не только личный вкус короля или его тщеславие, но и тонкий государственный расчет. Король понимал покоряющую силу искусства и пользовался ею как орудием власти: в праздниках он видел эффективный способ воздействия на сознание и души людей. «Французский принц или король должен осознавать большой смысл публичных увеселений: ведь он устраивает их не столько для себя, сколько для своего двора и своего народа. Общее веселье создает у придворных ощущение лестной близости к монарху, что чрезвычайно волнует и радует их. Простой народ любит зрелища — в сущности, их цель в том и состоит, чтоб ему нравиться... Этим средством мы завладеваем его умом и сердцем гораздо успешней, чем наградами и благодеяниями. Что до иностранцев, то, видя государство цветущим и благоустроенным, — как это явствует из расходов на праздник, которые могут показаться даже излишними, — они получают самое выгодное впечатление великолепия, мощи, богатства и величия» — так наставлял Людовик XIV своего наследника. Но, кроме того, король любил праздники и сами по себе: они позволяли реализовать его художественные склонности — он принимал живое участие в обсуждении и режиссуре задуманных торжеств, не в меньшей степени ценил он в молодые годы возможность участвовать в них лично, гарцуя в пышном наряде на коне или танцуя в балетных эпизодах. Он наслаждался восторгом своих гостей, когда, словно волшебник, вел их по любимому парку от одного чуда к другому... Для того чтобы расширить сферу воздействия этих чудес и продлить их магию во времени, самые эффектные эпизоды праздников, как это было принято уже с середины XVI века, запечатлевали в текстах и гравюрах. Описание версальских праздников было поручено Андре Фелибьену — знатоку искусства, придворному «историографу королевских строений», гравюры — превосходным мастерам офорта Израэлю Сильвестру и Жану Ле-потру. Только благодаря их усилиям до нас дошел отблеск тех трех прославленных версальских праздников, рассказу о которых и посвящен наш текст. |