В старом Китае в канун Нового года в домах крестьян и горожан развешивали дешевые картины, которые в XIX веке получили название нянъхуа — «новогодние». Они выполнялись в мастерских в технике ксилографии с раскраской от руки или в цветной печати. Картина нянъхуа прошла долгий путь развития: от дешевых печатных икон, изготовлявшихся в буддийских и даосских монастырях в V—VI веках, до полнокровного народного искусства, сформировавшегося в первой половине XIX века. В няньхуа в своеобразном преломлении, присущем только этому виду искусства, отразился весь комплекс духовной культуры старого Китая. Вот почему сюжеты нянъхуа очень сложны для понимания не только европейцев, но и современного китайского зрителя. В самом Китае на рубеже веков нянъхуа называли цухуа (грубая живопись), и отношение к этой массовой продукции было однозначным: в канун праздника Нового года использованные листы уничтожались и заменялись новыми. Что же касается образованных китайцев, усвоивших достижения древней утонченной культуры, то этот вид народного творчества ими считался не достойным внимания. Однако именно в Китае находится самая большая и интересная коллекция нянъхуа. Ее собрал профессор Ван Шуцунь, известный коллекционер и искусствовед. Ему принадлежат многочисленные работы с анализом нянъхуа как вида китайского искусства и расшифровкой наиболее трудно определяемых нянъхуа с литературными и театральными сюжетами''2. Под руководством Ван Шуцуня и при его личном участии была отобрана и опубликована группа нянъхуа, очень редких, по мнению профессора, и не встречающихся в Китае в настоящее время'. Начало собирательства народных картин нянъхуа в России относится к первой половине XIX века. В Казани хранится коллекция, собранная В.П. Васильевым и В.О. Ковалевским. В конце XIX века известный русский ботаник, академик В.Л. Комаров, привез из Китая коллекцию этих картин и устроил выставку в Императорском Географическом обществе. Ныне она хранится в Российском Географическом обществе в Санкт-Петербурге. Выставка произвела большое впечатление, по никто не мог расшифровать содержание представленных на ней произведений. «Маленькая яркая картинка, подобно бомбе, упала в наше стоячее болото. Бросил эту "бомбу" ботаник В.Л. Комаров, вернувшийся из своей маньчжурской экспедиции в 1896 году. Он обратил внимание Географического общества на то, что у нас никто не изучает Китая народного, который столь обильно представлен на китайских улицах, что всем, кто по ним проходит в течение месяца китайского Нового года, никак нельзя его не заметить: он о себе кричит, все им живут, и все о нем говорят...» Так писал об этой выставке выдающийся русский востоковед академик В.М. Алексеев (1881 — 1951). |