Выставка пастелей, отобранных из числа хранящихся в эрмитажном собрании западноевропейского искусства, — событие довольно редкое. Это объясняется самой материальной структурой пастели. Как разновидность художественной техники и как особый вид искусства пастель занимает промежуточное место между графикой и живописью и на протяжении нескольких веков своего существования претерпела значительные изменения, то возвращаясь к своему графическому началу, то обретая подлинное живописное звучание. Казалось бы, диапазон возможностей пастели как техники крайне ограничен. Тем не менее обращение к пастели приблизило однотонный рисунок к естественной окраске тех или иных воспроизводимых предметов, внесло свежую струю в искусство, в первую очередь в искусство Франции XVIII века, сыграло значительную роль в творческих возможностях живописцев многих стран. Пастель оказалась востребованной разными художественными направлениями — причем не только как удачный технический прием, а как необходимое преобразующее средство. Пастель (от итальянского «pasta» — тесто, масса) — сухие красящие мелки, сформованные из увлажненной водой и доведенной до густого, мягкого, тестообразного состояния смеси трех ингредиентов: минерального наполнителя (мела или особого сорта трубчатой глины, размельченной, стертой на специальном камне), пигмента, т. е. красящего вещества, и связующего средства, в большинстве случаев гуммиарабика. |