Идея представить публике знаменитое эрмитажное полотно Рембрандта (1606-1669) «Жертвоприношение Авраама» вместе с версией этой же композиции, исполненной в мастерской художника (Старая Пинакотека, Мюнхен), реализовалась при содействии нескольких музеев. Совместный проект с Баварскими Государственными собраниями живописи позволил по-новому взглянуть на две прославленные картины. С ноября 2003 года они экспонировались в рамках большой выставки «Рембрандт и его школа» в Дижоне, а затем стали объектом отдельной экспозиции, прошедшей в мюнхенской Пинакотеке1. Б настоящее время оба монументальных произведения можно увидеть в стенах Эрмитажа. Петербургский и мюнхенский варианты ««Жертвоприношения Авраама» давно уже стали объектом научных исследований. Проблема разграничения произведений Рембрандта и его учеников, доля участия ассистентов в создании работ, вышедших из мастерской живописца, наконец, степень усвоения молодыми художниками манеры rembrandtesque горячо обсуждаются в новейшей литературе. Издание многотомного корпуса картин Рембрандта, над созданием которого с 1969 года работает международная группа специалистов, сделало дискуссию еще более острой. Б этом аспекте история двух версий «Жертвоприношения Авраама» не только интересна, но и поучительна. |