И томленьем дух влюбленный Исполняют образа, Где коварные мадонны Щурят длинные глаза. А. Блок Когда говорят о крупнейших художественных школах Италии эпохи Ренессанса, то в первую очередь называют флорентийскую, венецианскую, а с XVI в. — римскую. Однако если обратиться к истокам Возрождения, то здесь дело обстоит иначе. На одно из первых мест выходит Сиена. Лазарев даже считал, «...что именно ей принадлежала в XIV в. главная роль. По сравнению с сьенской живописью флорентийская занимает второстепенное место»1. Утверждение Лазарева небесспорно: на наш взгляд, он недооценивал последователей Джотто, так называемых джоттесков. Однако умалять значение Сиены в искусстве XIV столетия несправедливо. Соперница и в какой-то степени антипод Флоренции, Сиена прошла путь, предначертанный итальянским городам, — от феодальной зависимости к коммунальному правлению, одержавшему здесь победу уже в начале XII в. Но, и утратив политическую власть, старая аристократия продолжала играть существенную роль в жизни города, в котором, в отличие от Флоренции, доминировали не демократические, а аристократи-ческиетенденции. Патриции, покидая замки и переселяясь в город, начинали заниматься торговлей и особенно — банковским делом. Сиенцы заслужили славу «хороших и надежных плательщиков», филиалы их банков существовали в разных местах, и они раньше Флоренции стали снабжать деньгами Папский двор. В Сиене чеканили собственную монету, поклонялись своим святым, имели свой университет (Studio), свои обычаи, свой праздник (il Pa Li о, сохраняющийся и поныне), свою кухню, говорили «по-сиенски». Уже позднее, в XVI столетии, когда куртизанка Туллия Арагонская переехала из Рима в Сиену, она, по словам Пьетро Аретино2, «переняла ее обычаи и училась сиенскому языку». |