Светлой памяти Галины Николаевны Комеловой Соло для трубки стеклодува «Наше творчество развертывается между прошлым и бесконечным будущим; каждое общество принесет с собой новых художников, которые в свою очередь принесут с собой свою индивидуальность. Никакая система, никакая теория не может задержать жизни в ее непрерывной производительности; наша роль, критиков художественных произведений, сводится к установлению языка различных темпераментов и к изучению этого языка, для того чтобы сказать, что же в нем по-настоящему нового, сильного и неожиданного» (Эмиль Золя). В свете высказывания классика современное авторское стекло несомненно является «правопреемником» старинных художественных изделий, которые активно собираются, реставрируются, изучаются и экспонируются кураторами музеев, специалистами-аукционистами и владельцами галерей. Собственно, галереи стекла в мире немногочисленны. Стекло — особый материал, требующий от собирателя искренней любви и преданности. Раз «заболев стеклом», уже трудно отойти от него. В практике художественных галерей существуют два основных направления: первое — выставлять и продавать произведения современных авторов, второе — путем критического отбора выявлять наиболее значимые явления в творческом процессе нашего времени. Галереи находят «своих» художников, прослеживают путь их развития от выставки к выставке, собирают коллекции. Некоторые галереи устраивают не только программные или тематические выставки, но и персональные экспозиции знаменитых мастеров. Временная выставка «Соло для трубки стеклодува» организуется в связи с передачей в дар Государственному Эрмитажу около ста произведений современных российских художников из собрания Галереи РОСИЗО. Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, или Галерея РОСИЗО (Москва, Петровка, 28), был открыт осенью 1992 года художественной выставкой «Вазы и цветы». Выставка стала ежегодной. На протяжении девяти лет эту тему разрабатывали многие известные художники России. С этих экспозииий закупались свободные, то есть находившиеся в собственности автора работы, которые поступали в запасники Галереи РОСИЗО, а впослед- ствии передавались в различные российские музеи. Являясь на протяжении десяти лет единственным выставочным залом Министерства культуры Российской Федерации, Галерея РОСИЗО способствовала комплектованию коллекций многих музеев страны. Участие в вернисажах Галереи считалось достаточным основанием для вступления в Союз художников. Все эти годы арт-директор Галереи РОСИЗО искусствовед Татьяна Викторовна Горлова, бывшая сотрудница Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, создавала здесь особое творческое пространство. Художники, выставлявшиеся в галерее, имели возможность увидеть последние работы своих коллег, обменяться новостями, обсудить художественный процесс в различных регионах страны. В 1996 году Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО в составе Ассоциации московских галерей участвовал в проекте Государственной Третьяковской галереи «Галереи в Галерее». Эта выставка наглядно продемонстрировала прочную связь двух структур — галереи и государственного музея. В 2002 году Галерея РОСИЗО закрылась, а ее стеклянные произведения благодаря стараниям Т.В. Горловой были переданы в Эрмитаж, значительно пополнив формирующуюся коллекцию современного художественного стекла. Прежняя практика приобретения произведений прикладного искусства, сложившаяся в Государственном Эрмитаже, исходила из задач музейного собирательства и была основана на предпочтении работ старых мастеров. В настоящее время эта система начинает модернизироваться. Крупнейший музей страны периодически «озвучивает» наиболее значимые имена современных художников, представляя их произведения в своих фондах и на временных выставках. В 1967 и 1989 годах Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа организовал две грандиозные ретроспективные выставки, где впервые в истории музея наряду с произведениями XVIII — начала XX века было показано современное стекло. Несмотря на большую временную дистанцию, художники-стекольшики вполне выдержали творческое соревнование со своими предшественниками. |