XX век. Пробуждение скульптурного тела В XX веке, в равной мере и в живописи и в скульптуре, пробуждается идея фигуры. Мифологическая морфология тела становится особым изобразительным лексиконом. Ни в какую другую эпоху оно не претерпевало столько трансформаций и метаморфоз. Разворачивается многоцветный веер уподоблений: человек-природа, дерево, насекомое, человек-архитектура, колонна, башня, конструкция, человек-театр, оркестр, человек-машина, манекен, кукла, предмет... Субстанции вторгаются в тело и оно принимает иные облики. Всепроникающая вселенская кровеносная система пронзает тела, скалы, деревья, землю и небо (полотно Рене Магритта «Кровь мира», 1927). Для многих авторов мотив «пробуждения тела» самоценен. Скульптура Александра Бурганова «Жест» (1997). Корпус стихийного существа — Химеры прорастает рукой, как пятиконечным шпилем. Величественная как готический собор Химера — страж неведомого, необъяснимого, ей открыты страхи и тайны природы. Но она не в силах изменять ход вещей. Это может только рука человека. Возникает союз двух стихий. Устремленная вверх рука формирует первую мысль и первое действие. |