Русский музей представляет: Народное искусство. Путеводитель / Альманах. Вып. 1 77 СПб: Palace Editions, 2007 Директор Русского музея Владимир Гусев Научный руководитель Евгения Петрова Автор текста Ирина Богуславская Художественное оформление Иозеф Киблицкий Дизайн Кирилл Крюков Редактор Ирина Важинская Корректор Татьяна Румянцева Общая подготовка издания Татьяна Мельник Компьютерная верстка Наталия Ремизова Фотографы Татьяна Баркова, Владимир Дорохов, Сергей Петров, Марк Скоморох Издатель Иозеф Киблицкий Народное искусство — особое явление культуры. Оно охватывает многие виды фольклора, в том числе деко¬ративное искусство, которое сопровождало жизнь на¬рода на протяжении всей его истории. Сменялись по¬коления людей, но всегда существовала потребность украшать свой быт и труд красивыми вещами. Осо¬бенно нарядно украшались предметы, предназначен¬ные для различных праздников и обрядов, связанных с трудовой, хозяйственной или семейной жизнью. Рож¬дение, свадьба, похороны; сев, косьба, жатва — празд¬ники сельскохозяйственного календаря — почти в каж¬дой местности обладали особенностями ритуалов и кругом предметов, в них участвовавших. Их берегли и передавали по наследству. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и односельчан. Так, в домашних условиях делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, иг¬рушки, ткани, вышивки. Другой круг вещей создавался в центрах художест¬венных ремесел, возникавших вблизи природных ис¬точников сырья — залежей глины, добычи кости, мед¬ных и железных руд. Произведения ремесленных цент¬ров шли на продажу и часто были известны не только в России, но и за рубежом. Если домашнее крестьян¬ское ремесло развивалось в русле традиционного размеренного уклада народной жизни, который опре- делял особенности его форм и содержания, то на про¬изведениях промыслов больше сказывались веяния времени, мода и вкусы заказчиков. Однако любые предметы народного искусства демон¬стрируют гармонию практического назначения вещи и ее художественного облика, красоты и пользы. Вместе с тем народное искусство — это не только мир вещей, реальных предметов, но также поэтический мир самобытных образов, любимых народом тем и сюже¬тов. Оно неотрывно от мира природы. Жизнь крестья¬нина была подчинена извечному ритму смены времен года, дня и ночи, что воплотилось в конкретной местно¬сти в особенностях быта и хозяйства. Мастера исполь¬зовали доступные им природные материалы — дерево, глину, кость, металлы. Природа же служила источни¬ком содержания народного искусства — от древней¬ших символических изображений до поэтических при¬мет реальной жизни. Овеянная фантазией реальность всегда обретала черты сказочности, демонстрируя удивительный сплав были и вымысла. Само назначение народного искусства — украшать быт и труд — определило его оптимистический настрой, выразившийся как в выборе положительных тем и сю¬жетов, так и в нарядной декоративности произведений, орнаментальной узорчатости и яркости цветовых соче¬таний. |