Филателистический
музей и библиотека |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПОЛЯРНЫЕ СТАНЦИИ И ЭКСПЕДИЦИИ СССР В АРКТИКЕ «Матери, отцы, сестры, братья, невесты, жены, все близкие тех, кто сегодня зимует на Севере! Не жалейте времени и теплых слов, чаще пишите письма. Их возьмут на борт своих крылатых машин летчики полярной авиации. В пургу и непогоду, в туман, и дождь их будут передавать из рук в руки, повезут за сотни километров через любые торосы. И обязательно доставят ваш привет полярникам». Е. Федоровский, «Орлиный услышишь там крик...» ГЛАВА ВОСЬМАЯ 8.1. Немного истории Почта полярных станций и экспедиций — это главная материя полярной филателии, ее самая романтическая страница. Собирание документов полярной почтовой связи требует немало терпения, настойчивости и особенно — знания предмета. В почтовой документации советских полярных станций заложено немало информации, она познавательна и, если ее умело «прочитать», может ввести в интересный мир полярных станций, даст почувствовать особую атмосферу наблюдательных пунктов погоды. Своеобразие этой атмосферы, постигаемое с помощью филателистической документации, заключено в исключительно бережном отношении полярника к почте, которое отчасти скрадывает все неизбежные превратности судьбы, испытываемые почтовой корреспонденцией на ее долгом пути к адресату. Значение полярной корреспонденции вытекает из самой сути станций, которые являются постоянными наблюдательными пунктами, своего рода передовым дозором науки, ведущим систематические наблюдения за состоянием атмосферы, за режимом льдов океана, за течениями морей Арктики для использования информации в практических целях. История отечественных полярных станций насчитывает без малого 100 лет. Самой первой русской полярной станцией, действующей и в настоящее время, была станция Малые Кармакулы на островах Новой Земли. Создана она в 1877 г. и стала одной из двух русских станций, на которых проводились наблюдения во время Первого Международного полярного года (МПГ). Вторая станция организована на острове Сагастырь, в дельте Лены, но после окончания Первого МПГ закрыта. В дореволюционной России было всего 8 полярных станций, причем большинство их организовано в связи с развитием плаваний в устья Оби и Енисея. В 1906 г. открылась станция в Дудинке (на реке Енисей), в 1913 г. — в Югорском Шаре (Карское море), в 1914 г. — Марре-Сале (полуостров Ямал) и на мысе Болванский Нос (остров Вайгач), 2 1915 г. — на острове Диксон и в 1916 г. — на мысе Дежнева. После Октябрьской революции сеть полярных станций росла по мере роста транспортных операций на Северном морском пути. Многие станции создавались на удаленных островах, и в целом они охватывают исследованиями огромную арктическую область. С годами число станций увеличивалось, причем особенно быстро оно росло в связи с проведением Второго МПГ в 1932/33 г. и Международного геофизического года в 1957/58 г. Сейчас действуют около 100 постоянных станций. Следует помнить, что сеть станций не оставалась в неизменном виде: одни станции существовали довольно короткое время и затем по разным причинам закрывались, другие работали с большими перерывами, третьи переносились в другое, более подходящее место. Менялась как программа, так и состав научных наблюдений. Некоторые станции выросли в крупные радиометеорологические центры — остров Диксона, мыс Челюскин, бухта Тикси, мыс Шмидта и др. Все полярные станции являются гидрометеорологическими, а некоторые служат и геофизическими обсерваториями. В прямой зависимости от функции арктической гидрометстанции находится численность ее персонала. Знание средней численности персонала в зависимости от научного профиля станции представляется небезынтересным для филателиста. Чем меньше численность зимовщиков на той или иной полярной станции, тем «тоньше» почтовая сумка, путешествующая в самолете на станцию или со станции. Эту закономерность, помноженную на сложность района исследований и труднодоступность полярной станции, необходимо учитывать при комплектовании коллекционных почтовых документов. Знание всех обстоятельств возникновения таких «объектов коллекционирования» помогает в конечном счете определить истинную филателистическую ценность приобретения. Ниже приводится таблица распределения средней численности персонала на полярных станциях СССР 1. Таблица 6
Лишь некоторые знаки почтовой оплаты — марки, маркированные конверты, а также спецштемпеля — дают прямой или косвенный материал для показа истории полярных станций и экспедиций СССР в Арктике. Те немногие почтовые миниатюры, которые имеют отношение к этой теме, почти целиком посвящены дрейфующим станциям «Северный полюс». Марками, способными иллюстрировать деятельность расположенных на побережье арктических морей, в низовьях рек и на островах полярных станций, служат два выпуска. 1961 г. — «40-летие гидрометеорологической службы в СССР» (№ 2590). На рисунке изображена полярная станция; слева — запуск метеорологической ракеты. Эта марка, помимо основной, гребенчатой зубцовки 12:12½, встречается и с линейной зубиовкой 12½. 1971 г. — «50-летие гидрометеорологической службы СССР» (№ 4011). Непосредственное отношение к этой теме имеют и маркированные конверты, выпущенные Министерством связи. В 1962 г. вышел конверт под названием «Освоение Арктики» (№ 2310). На рисунке — домики полярной станции, радиомачта, ветряной двигатель; в небе — всполохи полярного сияния. В 1968 г. выпущен авиаконверт «Над полярной станцией» (№ 5996). В разное время выпускались марки, которые могут также иметь известное право на жизнь в данном разделе полярно-филателистической коллекции. Но в целом тема истории станций и экспедиций осталась, к сожалению, темой неиспользованных возможностей... Исследовательская филателия до сих пор в большом долгу перед почтовой историей отечественных полярных экспедиций. Еще не найдены ответы на многие вопросы. Например, неизвестно, как осуществлялась почтовая связь со знаменитой Карской экспедицией 1921 г. Поиски почты первой советской акции в Арктике — интересное и благородное дело, тем более, что в экспедиции участвовало значительное количество судов. Кстати, заграничным отрядом экспедиции руководил норвежец Отто Свердруп — известный полярный исследователь, бывший капитан легендарного нансеновского «Фрама». Карская экспедиция имела двоякое значение: помимо закупок товаров в сибирских губерниях, она доказала проходимость Карского моря и возможность установления регулярных морских связей Сибири с внешним миром Не меньший интерес представляет для филателии полярная экспедиция 1930—1932 гг. по исследованию Северной Земли — последнего «белого пятна» на карте нашей Родины. Североземельская экспедиция Г. А. Ушакова — Н. Н. Урванцева вошла в историю как последнее географическое предприятие эпохи Нансен-Пири, когда главным видом транспорта были собаки, запряженные в нарты. Филателия, при всех ее возможностях, зависящих, однако, от благоприятной эмиссии знаков почтовой оплаты, упускала здесь одну возможность за другой: в память об экспедиции, которая по трудности выполнения может быть поставлена в один ряд с наиболее прославленными экспедициями Амундсена и других, не выпущено ни марок, ни маркированных конвертов... Выпусками, имеющими отношение к арктическим экспедициям, следует считать и некоторые марки с изображением самолетов. В августе 1924 г. на самолете, доставленном пароходом к полярной станции Маточкин Шар у одноименного пролива, разделяющего острова Новой Земли, летчик Борис Чухновский совершил первый в мире полет по разведке льдов с целью проводки судов в Полярном бассейне. Этим полетом положено начало регулярной работе полярной авиации в Арктике. Тогда же Чухновский совершил перелеты через моря вокруг островов Новой Земли. Именно этому научному достижению косвенно посвящена концевая марка номиналом в 80 коп. в серии воздушной почты 1934 г.: «10 лет гражданской авиации» (№ 448). На рисунке — двухмоторный самолет над арктическими льдами, через которые пробивается ледокольный пароход. Эта марка встречается как с водяным знаком, так и без него. В 30-е годы широко использовался в Заполярье самолет АНТ-6 — свободнонесущий цельнометаллический четырехмоторный моноплан с полетным весом в 17 тонн. Он был одним из наиболее популярных тяжелых самолетов того времени. Впервые самолет АНТ-6 поднял в воздух летчик М. М. Громов в декабре 930 г. На самолетах такого типа — модификации «Авиаарктика» с закрытыми и утепленными кабинами — в мае 1937 г. совершила посадку на Северном полюсе группа советских полярников для создания первой в мире научной дрейфующей станции. Самолет АНТ-6 изображен на почтовой марке номиналом 30 коп. (№ 562), вышедшей в серии «Воздушная почта» в 1937 г. 8.2. Корабельная почта Корабельная почта занимает скромное место в системе связи: полярных станций с Большой Землей. Почтовая корреспонденция специально на кораблях к полярникам не завозится, другими словами, на линиях связи полярных станций Арктики почтово-корабельных рейсов нет. Небольшая часть почты доставляется на зимовки лишь с оказией: ее забирают в своих портах в качестве попутного груза суда-снабженцы. У судов-снабженцев Мурманского морского пароходства нелегкая судьба. Чтобы к сроку доставить грузы полярникам-зимовщикам, они пробиваются сквозь льды к островам, что разбросаны в безбрежных просторах Северного Ледовитого океана. Плавания проходят нередко в сложных погодных условиях. Письма, попадающие в Мурманский порт для пересылки зимовщикам арктических полярных станций, могут быть доставлены только в период летней навигации. Суда-снабженцы должны успеть возвратиться в родную гавань не позже середины сентября. За летние месяцы эти ледокольные суда пробиваются к Земле Франца-Иосифа и к Шпицбергену, работают в Карском море. Иногда в роли снабженца выступает и испытанный в дальних антарктических плаваниях дизель-электроход «Обь». Мурманск и Архангельск — вот в каких портах забирают корабли грузы и почту для всех островов, для гидрометеорологических полярных станций, которые держат с Большой Землей фактически только радиотелеграфную связь. 8.3. Воздушная почта Как работает воздушная почта в Арктике — там, где несут свою вахту небольшие коллективы зимовщиков полярных станций? Автору этих строк довелось не раз наблюдать полярную почту в действии: и во время полетов в Арктику в 60—70-е годы и, в частности, при посещении архипелага Северная Земля зимой 1967 г. ...То был обычный перелет, привычный для летчиков полярной авиации. Поднявшись в воздух на Диксоне, самолет перелетел пролив Вилькицкого и через три часа приземлился на заснеженный аэродром острова Средний, входящего в архипелаг. Затем участники полета перебрались на вездеходе на островок Голомянный, где с 1930 г. находится полярная станция. В то время в этих широтах еще не было аэродрома, но острова Северной Земли уже становились плацдармом научных исследований, интерес к ним возрастал. Между делом кто-то из экипажа передал зимовщикам письма и взял с собой готовую почту. Собственного почтового отделения не оказалось ни на Голомянном (что и понятно: на станции зимовала лишь небольшая горстка людей), ни на других островах огромного архипелага. Оказалось, что письма зимовщиков доставляются в отделение связи острова Диксон, здесь обрабатываются диксонским календарным штемпелем и уже затем продолжают свой путь. Доставка как входящей, так и исходящей почты происходит в Арктике весьма своеобразно. В отрядах полярной авиации нет специальных почтовых самолетов. Благоприятные условия для писем, адресуемых на полярные станции, складываются два раза в год. Тогда, когда Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт проводит высокоширотные воздушные экспедиции «Север» (ВВЭ «Север»). Руководит экспедицией Ученый совет ААНИИ в Ленинграде, а участники ее работают на одной из береговых баз — например, в Тикси, в Черском или на мысе Челюскин. Проводится экспедиция на всем пространстве Центрального Арктического бассейна, делясь на весеннюю и осеннюю части. Каждый год она получает очередной порядковый номер. С течением времени в ВВЭ участвует все больше самолетов, их задачи расширяются. В экспедициях последних лет принимают участие десятки самолетов АН-12, ИЛ-14, ЛИ-2, АН-2. Программы работ выполняются в два этапа: весной — с начала марта, когда заканчивается полярная ночь, до середины мая, когда начинается интенсивное таяние льдов; осенью — с начала октября, когда начинается быстрое замерзание, до середины ноября, то есть до наступления полярной ночи. Почтовая документация высокоширотных воздушных экспедиций мало известна филателистам. Служебная связь между опорными базами ВВЭ и ААНИИ в Ленинграде осуществляется, главным образом, по радиотелеграфу. Тем не менее, имеет место и пересылка письменной корреспонденции. Почта экспедиции отправляется, как правило, из промежуточных авиапортов и опорных баз: из Амдермы, берегового поселка на крайней северной трассе из Диксона, Челюскина, Тикси, Черского. Особенно интересны почтовые отправления со служебными отметками (штампами) ВВЭ. Иногда используются фирменные конверты Арктического и Антарктического научно-исследовательского института и служебные конверты дрейфующих станций «Северный полюс». Доставляя попутно почту на постоянные и на дрейфующие полярные станции, самолеты ВВЭ «Север» выполняют следующие основные задачи: исследование Арктического бассейна и арктических морей (аэрофотосъемка и ледовая разведка), снабжение и смена состава зимовщиков, организация в высоких широтах дрейфующих станций «Северный полюс». В программу экспедиций входит также расстановка дрейфующих автоматических радиометеостанций (ДАРМС) на огромной территории полярного бассейна. Кстати, почтовое ведомство не обошло вниманием и эту новую арктическую технику. В 1967 г. поступил в обращение маркированный конверт (№ 5283), показывающий применение автоматических станций во льдах Центральной Арктики. В композиции рисунка есть характерная деталь — над ДАРМС проносится двухмоторный поршневой самолет. При помощи таких легких самолетов производится установка этих станций во льдах Северного Ледовитого океана. Таким образом, в период март — май и октябрь — ноябрь почта быстрее попадает на полярные станции. Но нередко бывает и так. Назначается «комплексный» рейс. Летит, скажем, маленький «ЛИ-2» на дальнюю полярную станцию с продовольствием, ну и берет с собой попутно почту для зимовщиков. Отвечает за нее, как правило, второй пилот. Иногда организуются и почтовые рейсы. Самолет поднимается с Диксонского аэродрома и отправляется по так называемому почтовому кольцу. Он уходит в почтовый рейс, чтобы на далеких зимовьях людям стало теплее. Почта доставляется в Арктике всюду, где кипит работа, где есть хотя бы один человек. И люди не чувствуют себя тогда оторванными от Большой Земли. Они свыклись с тем, что самолет прогудит над головой и, сделав круг, уйдет дальше: ведь на маленьких полярных станциях, разбросанных на бескрайних просторах Арктики, посадка не производится. Почта сбрасывается с борта. Авиаписьмо, отправленное с полярной станции Мыс Косистый (на берегу Хатангского залива) в 1965 г. Тогда в поселке Косистый еще не было почтового отделения; на конверте поставлен штамп «Самолетом» и внесен номер реестра, в котором зарегистрировано письмо ...На вышке, в командно-диспетчерском пункте Диксонского аэродрома висит у дежурного диспетчера карта «местных» авиапочтовых маршрутов. Расстояния поразительные! Особенно, если сопоставить их с масштабами иных европейских государств... В малое почтовое кольцо входят остров Вилькицкого, остров Белый, материковые полярные станции: Дровяная — у входа в Обскую губу, Тамбей, что на полуострове Ямал. Большое кольцо охватывает зимовки в радиусе остров Диксон — мыс Челюскин. Самолеты идут в северо-восточном направлении до Челюскина — самой северной точки на материке. От Челюскина полет продолжается к бухте Прончищевой и до острова Преображения в море Лаптевых. В обратном направлении самолет летит через острова Карского моря: Исаченко, Известий, Уединения и другие. Есть и еще одно почтовое кольцо с центром на Диксоне: оно охватывает район Земли Франца-Иосифа. Там расположены самая северная советская полярная станция — в 900 км от полюса на острове Рудольфа и самая западная в пределах территориальных вод СССР — на острове Виктория. В последнее время на Севере стала быстро возрастать значимость приаэродромных отделений связи. На их долю выпадает значительная часть операций по обработке почтовой корреспонденции на маршрутах Центр — Арктика и Арктика — Центр. Как отмечалось в научно-популярном гидрометеорологическом сборнике «Человек и стихия» за 1972 г. (стр. 114), «...количество вылетов самолетов из аэропортов Арктики в течение последних 3—5 лет ежегодно увеличивалось в среднем на 20—30 процентов». Для любителей полярной авиапочты представляют интерес своеобразные почтовые календарные штемпеля этих аэропортов. Особенно интересны для исследователя те из них, которые отличаются специфическим текстом. Известны восемь приаэродромных отделений связи Крайнего Севера, в которых гашение почтовой корреспонденции в разные годы производилось календарным штемпелем с упоминанием аэропорта, и одно отделение, где такое упоминание содержится на штампе регистрации заказных отправлений. Все календарные штемпеля имеют литерные или номерные обозначения, что свидетельствует о возможности разновидностей. Наиболее ранний штемпель со специфическим «аэродромным текстом» употреблялся в городе Дудинке — центре Таймырского национального округа Красноярского края. Появление этого и последующих штемпелей носило не случайный характер: они свидетельствовали о развитии авиапочтовой связи на Севере, о становлении ее опорных пунктов. Первый самолет У-2 с почтой из Красноярска приземлился в Дудинке 25 февраля 1931 г. 2, но только в конце 40-х годов трасса Красноярск — Дудинка стала регулярной авиалинией. В начале 50-х годов отделение связи Малая Дудинка, обслуживавшее аэропорт, было переименовано. Начали применять штемпель с надписью «Дудинка-авиапорт» стандартного диаметра 25 мм. Уже в конце 50-х годов приаэродромное отделение связи получило номер 1-го городского, и прежний штемпель был изъят из употребления. Идентичный штемпель встречался на авиапочтовой корреспонденции, местом отправления которой с 50-х годов был поселок Батагай — районный центр Якутской АССР. После того как в 1953 г. райцентр был переведен сюда из соседнего Верхоянска, значение местного аэропорта стало расти. К тому же Батагай связала с Москвой прямая авиалиния. Помимо районного узла связи, действовало свое отделение и при аэропорте. С конца 50-х до середины 60-х годов это отделение использовало календарный штемпель стандартного диаметра с надписью «Батагай-аэропорт». Ныне почта обрабатывается здесь штемпелем «Батагай-1». Вторым типом почтовых штемпелей приаэродромных отделений Крайнего Севера являются штемпеля 70-х годов, отличительные признаки которых совпадают с очертаниями известных филателистам крупноформатных штемпелей (диаметр — 30 мм) с изображением контуров самолета. Общее для этих штемпелей, используемых ныне на Диксоне, в Хатанге, Сыктывкаре, Тикси, Якутске и Темпе, — лишь размер и рисунок. Надписи же несут разное содержание: в четырех случаях это только ссылка на порядковый номер отделения связи при аэропорте (Диксон-1, Хатанга-2, Сыктыв-кар-12, Якутск-6), в одном случае — ссылка на функциональность отделения (Тикси ОП, т. е. отдел перевозок). Наиболее же насыщен информацией штемпель отделения связи Темп ЯАССР. Ряд особенностей ставит его в исключительное положение, причем особый интерес представляет как географическое положение пункта, так и необычность почтовой функциональности самого отделения. ...С 1949 г. работает полярная станция в бухте Темп на острове Котельный, что на стыке моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Отделение связи открылось при местном аэропорте, который приобрел большое значение в качестве удобной промежуточной базы высокоширотных воздушных экспедиций «Север». Из этого отделения идет на Большую Землю корреспонденция летчиков и полярников. Подчинено оно Якутскому республиканскому управлению связи. Интересно, что почта Темпа — одна из самых северных в нашей стране. Ее географические координаты: 75°48' сев. шир. и 137°33' вост. долг. Надпись на штемпеле, вопреки сложившимся традициям, не содержит упоминания почтово-территориальной юрисдикции отделения. Вместо этого — впервые в истории календарных штемпелей Севера — приводится ссылка на административную функциональность аэропорта. Причем граверу пришлось прибегнуть к сплошным сокращениям, чтобы уместить фразу из шести слов в одной строке: «А/п Темп Пол. упр. ГА», что расшифровывается следующим образом: «Аэропорт Темп Полярного управления Гражданской авиации». Штемпель приаэродромного отделения связи в бухте Темп на острове Котельный, зафиксировавший принадлежность аэропорта Полярному управлению Гражданской авиации Таблица 7 Почта заполярных аэропортов
Необычен также штамп регистрации заказной корреспонденции, используемый в приаэродромном отделении связи поселка Усть-Нера в Якутии. Аэропорт Усть-Нера — это воздушные ворота Оймякона, районного центра, известного в последние годы жестокими морозами (до —64° в январе 1973 г.). Отделение связи № 1 не имеет в своем календарном штемпеле указания на принадлежность к аэропорту. Традиционная надпись, целиком заимствованная с идентичных календарных штемпелей, фиксирует эту принадлежность на заказных письмах и бандеролях. Текст штампа размещен на трех строках: «Усть-Нера/аэропорт/Якут. АССР». 8.4. Пути-дороги полярной почты Почтовая связь с полярными станциями — интересный раздел полярной филателии. И вместе с тем — трудный. Этим объясняется, что филателистическая литература не сделала даже робкой попытки подойти к этой теме. И коллекционеры «блуждают в потемках», собирая документацию полярной почтовой связи — конверты и открытки с побережья арктических морей, с дальних северных островов, затерянных в Ледовитом океане, с низовьев великих сибирских рек, из безлюдной тундры. Несмотря на то, что отечественные полярные гидрометеостанции приближаются к 100-летнему юбилею, документация их почтовой связи коллекционируется стихийно и бессистемно. Пути-дороги полярной почты, ее маршруты или, как говорят почтовики, «ход почт» — также совершенно не исследованы. Почтовая история советского арктического побережья, как это ни парадоксально, раскрыта значительно меньше, чем история почты дрейфующих станций. Как правило, полярные станции расположены именно в тех районах Крайнего Севера, где не решен вопрос об организации регулярного почтового обслуживания. Сдерживающим фактором является отдаленность населенных пунктов, в которых имеются почтовые точки. Поэтому сроки прохождения корреспонденции на полярные станции, как правило, значительно уступают средним срокам по стране. Ныне существующая сеть советских полярных станций охватывает наблюдениями огромные пространства побережья и островов Северного Ледовитого океана. Сфера деятельности станций, однако, не ограничивается прибрежной зоной. Некоторые из них расположены и в глубине материка, на крупных реках и в заливах. Это станции Игарка, Дудинка, Кресты Таймырские, Волочанка, Хатанга, Таймылыр, Кресты Колымские. Самая северная советская станция — остров Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа — находится на 81°48' сев. шир., а самая южная — в бухте Гавриила на побережье Берингова моря — на 62°25' сев. шир. Если первая находится далеко за Полярным кругом, то вторая — значительно южнее него. Самая западная советская станция находится в Баренцбурге на острове Шпицберген — 14°15' вост. долг., а самая восточная — на острове Ратманова в Беринговом проливе — на 169°06' зап. долг. Из общего числа полярных станций около 40 расположены на островах и около 60 — на материке, по берегам морей или в заливах. Известная географическая отдаленность месторасположения полярных станций от центральных городов страны объясняет всю специфику связи с ними. Именно этим, как и необходимостью создания возможности оперативной передачи итогов 'наблюдений, объясняется то серьезное внимание, которое обращается на оснащение станций надежной радиосвязью. Впервые радиотелеграф в высоких широтах был установлен в 1914 г. на станции Югорский Шар, построенной в 1913 г. специально для обслуживания навигации. На старейшей российской полярной станции Малые Кармакулы радиотелеграф появился в советское время. Вполне вероятно, что персонал этой станции уже с момента ее основания в 1877г. уделял внимание организации почтовой связи между Новой Землей и материком. Итак, в Советской Арктике сейчас действует около 100 полярных гидрометеостанций, радиоцентров, обсерваторий. Названия лишь немногих из них встречаются на почтовых штемпелях — отделения связи имеются только в нескольких пунктах, непосредственно прилегающих к районам расположения станций. Исходящую корреспонденцию западного сектора Арктики — всех островов и многих материковых полярных станций, за исключением мыса Челюскин и еще нескольких других, гасят штемпелями Диксона. На полярных станциях островов и побережья восточного сектора тоже мало своих почтовых учреждений. Исключение составляют те пункты материковой кромки, которые обслуживаются почтовыми конторами близлежащих поселков и факторий. Таким образом, очень многие важные зимовки, выполняющие серьезные функции в качестве «трамплина» для высокоширотных воздушных экспедиций и обеспечивающие связь с научными дрейфующими станциями «Северный полюс», лишены собственных почтовых отделений. А ведь на многие станции идет целый поток филателистической корреспонденции. Разумеется, невозможно удовлетворить просьбы всех отправителей, и часть почты приходит со станций без служебных станционных отметок. Обратный «ход почт» с зимовок никак не регламентируется. Ее могут забрать случайные самолеты, берущие курс на Диксон; она может уйти и не раньше начала навигации, когда к полярникам приходят суда-снабженцы. В итоге, если вы, к примеру, отправляете свою почту с одного из островов, удаленного на тысячу километров от Диксона, марка на вашем конверте будет все равно проштемпелевана... в Диксоне. Какие же отделения связи близлежащих поселков и факторий обслуживают полярные станции и ставят на их исходящей почте свои штемпеля? Сведения о путях полярной почты, о «ходе почт» за Северным Полярным кругом, подобранные так, чтобы наглядно прослеживалась сеть почтовой связи, даются далее в виде таблицы. В последней графе указывается почтовое отделение, через которое идет почта данной полярной станции. Примером станции, расположенной в поселке, не имеющем собственного отделения связи и потому получающем и отправляющем свою корреспонденцию через другой поселок, может быть полярная станция бухты Амбарчик. У бухты находится одноименный поселок на берегу Восточно-Сибирского моря, расположенный на границе ЯАССР и Чукотского национального округа, в Нижнеколымском районе. В Амбарчике работают на станции восемь зимовщиков. Свою почту они получают через почтовое отделение селения Михалкино, которое находится в 50 км от Амбарчика — на небольшом островке в устье Колымы. Почта доставляется раз в месяц — на лед бухты садится маленький АН-2. Изредка поддерживается связь и на вездеходе. Полярные станции и маршруты полярной почты Таблица № 8
Летом самолет посадки не совершает, почту доставляют «на сброс». Изредка приходит почтовый катер из поселка Черский по реке Колыме. Вот сколько любопытных сведений таит в себе всего лишь одна строчка в последней графе таблицы... В таблице сведены воедино все действующие и многие закрывшиеся советские полярные станции, названы и некоторые навигационные. Отдельные станции могут быть лишь условно отнесены к числу действующих, поскольку в их работе бывают перерывы. Станции идут под единой нумерацией, в том числе и две станции, вынесенные за рамку таблицы: остров Диксон и мыс Челюскин. Они занимают несколько «особое» положение как точки, в которых перекрещиваются многие почтовые маршруты. Все полярные станции следуют в порядке их расположения (по долготе) с запада на восток. № 28. Станция Остров Диксон. Местонахождение — Карское море. Год организации —1915. Координаты — 73°30' сев. шир. и 80°24' вост. долг. Для всех, кто стремился в Арктику, еще с 30-х годов этот каменистый островок у входа в Енисейский залив стал, как говорится, верхом мечты. Посетив арктический поселок 6 августа 1936 г., О. Ю. Шмидт сказал: «Будущее Диксона грандиозно» 3. До 1932 г. на полярной станции Диксона зимовало не более восьми человек. Росла она быстро. 19 декабря 1934 г. заявил о своем существовании первый в мире полярный радиоцентр Диксон. Большим событием в истории почтового обслуживания всего западного района Арктики был первый перелет по маршруту Большая Земля — Диксон. В феврале 1935 г. самолет Героя Советского Союза В. С. Молокова вылетел из Москвы. Зимовщики Диксона, заблаговременно извещенные об этом рейсе, направили родственникам и друзьям множество телеграмм, напоминая о возможности послать письма с Молоковым. Прибытие самолета задерживалось, уже на подходе к Диксону летчику пришлось подолгу дожидаться улучшения погоды в Усть-Порте и Гальчихе. Лишь 19 марта он приземлился на сооруженном диксоновцами аэродроме. Этот перелет стал фактически первым авиапочтовым рейсом с Большой Земли на Диксон. В 1935 г. в радиограмме о жизни Диксона начальник острова Г. Н. Боровиков передавал: «Настаиваем перед органами Наркомсвязи об открытии на Диксоне почтово-телеграфного агентства» 4. Отделение связи вскоре было открыто. Вскоре Диксон стал своеобразной «почтовой столицей» всего западного сектора Арктики. В соответствии с административной принадлежностью поселка, местный районный узел связи подчинен Красноярскому краевому Управлению связи. В годовом отчете о работе почтового отдела Красноярского краевого управления связи за 1959 г. отведено специальное место доставке почты на полярные станции. Полярная станция на мысе Челюскин Корреспонденция для них шла из Красноярска на Диксон. С Диксона почту доставляли на 76 полярных станций, расположенных на островах Ледовитого океана, Карского моря и моря Лаптевых. Доставка производилась с помощью самолетов «на сброс». № 50. Станция Мыс Челюскина. Местонахождение — пролив Вилькицкого, полуостров Таймыр. Год организации — 1932. Координаты — 77°43' сев. шир. 104°17' вост. долг. Полярная станция, лежащая у самой северной кромки советской суши, лицом к арктическим водам и ветрам, заняла исключительное положение. Здесь вообще самая высокоширотная точка всей Евразии. Два десятка домиков аэропорта и метеостанции и множество антенн — это и есть поселок Челюскин. Суровый мыс, выдавшийся в студеный океан, был нанесен на карту более двух веков назад русским морским офицером Семеном Челюскиным. 21 августа 1932 г. здесь выгрузилась с борта ледокольного парохода «Русанов» экспедиция Арктического института для строительства постоянной полярной станции. Начальником второй зимовки 1934—1935 гг. был И. Д. Папанин, возглавивший через полтора года экипаж первой дрейфующей станции «Северный полюс». Мыс Челюскин стал скоро крупной научно-исследовательской базой, одной из важнейших во всей системе Главсевморпути. Это определялось ее месторасположением на берегу пролива Вилькицкого, который служит основным проходом на восток. Местное отделение связи — самое высокоширотное в Советском Союзе, не считая почты дрейфующих станций «Северный полюс». Это положение и определяет особый интерес к нему со стороны филателистов. Отделение связи Челюскина занимает небольшую комнату в том же одноэтажном доме, где находится приаэродромная гостиница и столовая. Обьем операций невелик. 1 М. И. 3 о т и н. Развитие сети полярных станций. В кн.: Проблемы Арктики, 1957, № 1, с. 99—105. 2 См. главу 7 «Почта русского Севера», с. 93. 3 «Советская Арктика», 1937, № 1, с. 57. 4 Там же, 1936, № 6, с. 104. Вперед: ГЛАВА 9. ДРЕЙФУЮЩИЕ СТАНЦИИ СССР Назад: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|