Филателистический
музей и библиотека
 





 

 
 

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Ц

ЦВЕТ — свойство оригинала (оттиска, почтовой марки) вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого им излучения. Для характеристики любого цвета (хроматического фона) служат три: его свойства: цветовой тон, насыщенность и яркость.

Цветовой тон — основное свойство различных цветов, по которым они систематизируются (красный, зеленый, синий, желтый, пурпурный, голубой). Цветовой тон обозначается длиной волны, соответствующей определенному участку спектра. Так, например, синему цвету соответствует длина волны от 400 до 500 миллимикрон, зеленому — от 500 до 600, красному — от 600 до 700 миллимикрон и т. д.

Значение цвета в филателистической практике велико, так как он является одним из главных признаков, характеризующих почтовую марку. Для верного определения цветовых тонов почтовых марок существуют специальные цветные шкалы. См. Смешение цветов.

ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА — гравюра, отпечатанная в несколько красок.. Техника изготовления цветной гравюры не отличается от техники: создания одноцветной гравюры. Для воспроизведения многоцветной иллюстрации (почтовой марки) изготовляется столько гравюр, сколько красок необходимо для передачи изображения. Примером двухкрасочной резцовой гравюры на стали, служат марки №№ 1999—2001 е портретом великого русского полководца А. В. Суворова. Примером двухкрасочной гравюры на дереве (ксилография) являются марки 1966 г., выпущенные в ознаменование III международного конкурса музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского.

ЦВЕТНАЯ ПЕЧАТЬ — в общем смысле, печать в несколько красок — многокрасочная печать. См.

Двухкрасочная репродукция, Трехцветная печать.

ЦВЕТНЫЕ КРАСКИ — печатные краски, применяемые для цветной (т. е. многокрасочной) печати. Состав цветных красок (выбор пигмента, связующего вещества) определяется их назначением и природой пигмента (органические, неорганические лаки я пр.), его интенсивностью и маслоемкостью.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА — в изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита, характеристика «оптической» закономерности, которая объединяет основные цветовые оттенки произведения. Как правило, этот термин сопровождается обычными для цвета определениями, так как цветовую гамму называют теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой и т. д.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ — наука, изучающая и объясняющая явления цвета: происхождение цвета тел и всех наблюдаемых объектов, изменения, которые претерпевают цвета при различном освещении и на различных расстояниях, смешение и взаимодействие цветов, деятельность органа зрения как анализатора видимого. Цветоведение также обосновывает и разрабатывает методику и, способы цветовых измерений.

ЦВЕТОВОЙ ОХВАТ — количество цветовых тонов, которые можно получить при смешении трех красок — желтой, пурпурной и голубой. Цветовой охват вырабатываемых в настоящее время красок для трех- и четырехкрасочного печатания позволяет достаточно точно передать все цветовые градации репродуцируемых оригиналов. Имеется несколько комплектов красок, объединенных в триады, из которых выбирают ту, которая по оптическим свойствам ближе всего подходит к оригиналу.

ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ — выделение из цветного оригинала фотографическим путем составляющих его цветов. Процесс цветоделения осуществляется путем фотографирования оригинала через светофильтры, окрашенные соответственно зонам спектра в сине-фиолетовый, зеленый и красно-оранжевый цвета. Цветоделение — необходимый и важнейший процесс при репродуцировании многокрасочных оригиналов. См. Трехцветная печать.

ЦЕЛЛЮЛОЗА — клетчатка, углевод, являющийся главной составной частью оболочек клеток растений. Является основным видом сырья при производстве бумаги. Изготовляют, главным образом, из ели, в сравнительно меньших количествах — из сосны, а также из древесины лиственных пород и из соломы. Основная задача производства целлюлозы состоит в возможно более полном химическом удалении из древесины инкрустирующих веществ (лигнина, смолы и различных масел).

ЦЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ — в общепринятом смысле, почтовые марки на письмах, прошедших почту, не отделенные от конверта, а также конверты с напечатанными знаками почтовой оплаты (маркированные конверты), которые отличаются от обычных рядовых почтовых отправлений оригинальным штемпелем или другими особенностями. К цельным вещам относятся например, конверты первого дня, конверты с марками, погашенными специальным штемпелем, старинные письма, доставленные особым путем (со штемпелем пневматической, судовой или другой почты), так называемые «холерные» письма с соответствующим штемпелем и т. п.

ЦЕННОЕ ПИСЬМО — бумаги и документы, представляющие ценность для отправителя, пересылаемые по почте. Ценные письма могут быть открытыми, т. е. принимаемыми от отправителя в незаклеенных и незапечатанных конвертах, и закрытые, принимаемые только от учреждений, организаций и предприятий.

ЦЕНТ [англ, cent] — денежная единица многих стран мира, в большинстве случаев составляющая 1/100 доллара. Помимо стран, в которых обращается доллар, цент имеет обращение в следующих странах: в Танзании, Кении, Уганде, Сомали — и составляет там 1/100 шиллинга; в Лесото (б. Басутоленд), Ботсване (б. Бечуаналенд), Свазиленде, Юго-Западной Африке, Южно-Африканской Республике 1 цент = 1/100 рэнда; в Нидерландах, Вест-Индии Нидерландской (Кюрасао), Гвиане Нидерландской (Суринам) — 1/100 гульдена (флорина); на островах Маврикий, Мальдивских, Цейлоне — 1/100 рупии; в Сьерра-Леоне составляет 1/109 леоне; В Южном Вьетнаме — 1/100 пиастра.

ЦЕППЕЛИННАЯ ПОЧТА — почта, доставленная на цеппелине (дирижабле).

ЦЗЯО — см. Юань.

ЦИНКОГРАФИЯ, фотоцинкография — способ изготовления печатных форм (клише) для высокой (типографской) печати со штриховых и полутоновых оригиналов при помощи фотографии и процессов копирования и травления. Полученный после съемки негатив (для автотипии растровый негатив) копируется на цинковую пластину, покрытую светочувствительным слоем. После получения изображения на пластине последняя подвергается обработке, благодаря которой нанесенные на нее печатающие элементы становятся кислотоупорными. Затем пластина подвергается травлению, в результате чего получается клише. Цинкографией называют также предприятие или цех, производящий клише.

Цинкография занимает большое место в марочном производстве. Все почтовые марки, выполненные типографским способом, отпечатаны с форм, имеющих штриховые или растровые (т. е. автотипные) клише.

ЦИФРЫ — знаки для обозначения чисел. Наиболее широкое распространение получили арабские цифры. В отдельных случаях применяют римские цифры. Некоторые восточные и азиатские страны применяют цифры своеобразного начертания. Номиналы почтовых марок Эфиопии, Афганистана, Турции, Ирана, ранних марок Египта выражены специальными знаками (см. рисунок). Собственное начертание имеют и так называемые индийские цифры, применявшиеся для обозначения чисел в некоторых индийских княжествах.


۱

۲

۳

۴

۵

۶

۷

۸

۹

۱۰

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Начертание цифр, которыми обозначены номиналы ранних марок Эфиопии, Афганистана, Турции, Ирана и Египта

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я