Филателистический
музей и библиотека
 



Установка и замена лобового стекла acura rdx

Станция кузовного ремонта. Профессиональная установка и замена лобового стекла acura rdx Москва.

vpokrasku.com



 

 
 

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

К



КАЛЕНДАРНЫЙ ШТЕМПЕЛЬ — почтовый штемпель, применяющийся для гашения марок, наклеенных на различных видах корреспонденции, а также для штемпелевания, переводов, квитанций и других документов, связанных с почтовыми, отправлениями. Представляет собой стальной круглый штамп с встроенным нумератором, обеспечивающим возможность ежедневно менять дату. На календарном штемпеле (обычно круглом) указан пункт (город) и дата отправления. См. также Контрольный штемпель.



марки Штемпель  Календарный штемпель

КАНДАРИН [candarin] — денежная единица Китая, находившаяся в обращении в XIX веке. Ранние марки Китая, выпущенные в 1878— 1895 гг., имеют номинал, выраженный в кандаринах. 1 кандарин = 1/100 таэля.

КАНТОНАЛЬНЫЕ МАРКЕ — ранние почтовые марки местного значения, выпускавшиеся Швейцарией (1843—1851 гг.) для отдельных кантонов (кантон — франц. Canton — округ). Известны марки, выпущенные для Женевского, Базельского, Цюрихского кантонов. Тиражи этих марок невелики, поэтому в настоящее время они являются редкостью.

КАРБОВАНЕЦЬ — то же, что и рубль, денежная единица, встречающаяся на украинских почтовых марках 1918—1923 гг. В июне 1923 г. на Украине вышли 4 почтово-благотворителъные марки (Помгола), номинал которых был выражен в карбованцах. Номиналы некоторых провизориев, выпущенных на Украине в период гражданской войны, также выражены в карбованцах.

КАРТ-МАКСИМУМ — художественная открытка, на лицевой стороне которой наклеивается почтовая марка с рисунком, в точности повторяющим изображение на открытке. Филателистическую ценность карт-максимум приобретает лишь в том случае, если почтовая марка погашена специальным штемпелем (или календарным штемпелем), имеющим непосредственную связь с рисунком.

Примером карт-максимума может служить почтовая открытка с репродукцией картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», если на эту открытку наклеена почтовая марка № 1954 (на которой изображена та же репродукция). Такая открытка с маркой, погашенной обычным календарным штемпелем 29 сентября (день смерти И. Е. Репина) в поселке Репино близ Ленинграда (место смерти художника), становится карт-максимумом.

Еще больший интерес представляет карт-максимум, если марка погашена специальным штемпелем, выпуск которого связан с памятным событием, датой или изображением на открытке (почтовой марке). Образцом такого карт-максимума может послужить открытка, выпущенная в ознаменование 250-летнего юбилея ленинградской почты с наклеенной на лицевой части открытки маркой № 3112. Рисунок этой марки в точности повторяет изображение на открытке.

Марка погашена специальным штемпелем, приуроченным к юбилею. В день юбилея эти марки гасились на Ленинградском почтамте штемпелем красного цвета.

марки Карт-максимум  Почтовая открытка — карт-максимум

КАРТУШ — орнамент (украшение) в виде полуразвернутого свитка с завитками по сторонам и полем посередине для надписей, эмблем, вензелей. Находит применение при оформлении почтовых марок. Наиболее характерен картуш на марках №№ 3047—3048, выпущенных в честь 400-летия книгопечатания в России. Его можно встретить и на ряде других почтовых марок.

КАТАЛОГИ МАРОК — справочные издания, представляющие собой хронологический нумерованный перечень выпущенных почтовых марок и содержащие различные сведения о марках. Приводятся краткое описание, зубцовка, расцветка, фамилия художника, способ печати, цена и пр. Каталоги выпускаются для отдельных стран, хотя известны каталоги, включающие в себя группы стран, или континент, или все страны мира. Наибольшей известностью в Европе пользуются всемирные каталоги Lipsia (ГДР), Yvert & Tellier (Франция), европейские каталоги Zumstein (Швейцария), Michel (ФРГ). Наряду с хронологическими известны и тематические каталоги, объединяющие марки по определенной теме, выпущенные в разных странах мира. Примером такого каталога может быть каталог «Tiere auf Briefmarken» — «Фауна на марках», выпущенный в ГДР.

КАТАЛОГИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГАШЕНИЙ — справочные издания, представляющие собой хронологический перечень специальных почтовых штемпелей, выпущенных в связи со знаменательными датами или выдающимися событиями. В СССР в 1963 г. издан «Каталог советских специальных штемпелей», в котором приводятся описания 360 штемпелей, выпущенных в период с 1922 г. по 1963 г. В книге указывается событие, в честь которого выпущен штемпель, дата выпуска, приводится описание рисунка и оттиск штемпеля.

КАТАПУЛЬТИРУЕМАЯ ПОЧТА, катапультная почта — способ ускоренной доставки почты с судна при помощи катапульты. Катапульта — специальное механическое устройство для пуска самолета с палубы. Катапультируемая почта применялась в 1929—1935 гг. Самолет с почтовыми отправлениями, помечавшимися специальным штемпелем и номером, направлялся «вдогонку» судну и доставлял почту задолго до прибытия его в назначенный порт. Катапультная почта существовала несколько лет.

КАУРИ [cowries] — денежная единица, курсировавшая в Уганде (центральная часть Восточной Африки) в 1895—1896 гг. 1 каури = 1/500 рупии. Каури — это океанские раковины, служившие разменной монетой. 500 раковин приравнивались к 1 рупии. Первые почтовые марки Уганды, отпечатанные на пишущей машинке, крайне редки. Их номинал выражен в каури.

КАЧЕСТВО МАРОК — комплекс требований, предъявляемых к коллекционным почтовым маркам. Основные показатели высокого качества знаков почтовой оплаты заключаются в следующем: безусловное наличие всех зубцов, а для беззубцовых наличие полей, размер которых подтверждает принадлежность марки к беззубцовой; отсутствие пятен и грязи на марке; равномерные поля (центральное расположение рисунка); отсутствие тонких мест у гашеных марок; аккуратный оттиск штемпеля на гашеных марках, не загрязняющий изображения; обязательное наличие клея у негашеных марок (за исключением эмиссий, выпускавшихся без клея, например, в тропических странах); отсутствие надрывов, деформированных мест, надломов, морщин (целость марок). Предъявляются и другие требования. Несоблюдение любого из перечисленных требований делает марку недоброкачественной, а, следовательно, и нежелательной для коллекции.

КВАДРАТНЫЕ МАРКИ — почтовые марки квадратной формы. Расположение рисунка на них может быть в одном из двух вариантов: либо параллельно (перпендикулярно) одной из сторон квадрата, либо по вертикали, образуемой диагональю квадрата. Примерами второго варианта служат советские марки №№ 2397, 2409—2412 и др.

«КВАДРАТЫ И УГЛЫ» — вид водяного знака на бумаге, применявшейся для печатания советских марок в 1930 г. На бумаге с указанным водяным знаком отпечатана лишь одна серия марок воздушной почты (№№ 394—397).

марки Квадраты и углы Водяной знак «квадраты и углы»

КВАРТБЛОК [лат. quartus четвертый + блок] — четыре сцепленные (неразъединенные зубцовые или неразрезанные беззубцовые) марки, расположенные попарно по горизонтальной и вертикальной осям. Квартблок из квадратных марок представляет собой квадрат (даже если изображение расположено вертикально по диагонали). Квартблок треугольных марок может представлять собой прямоугольник или параллелограмм в зависимости от размеров сторон марки и расположения их на листе.

марки Квартблок  Квартблок

КВАРТО [исп. quartos] — прежняя денежная единица Испании, составлявшая 1/8 часть реала. Первые почтовые марки Испании 1850— 1867 гг. выпущены с номиналом, выраженным в кварто или в реалах. С 1867 г. на некоторых почтовых марках Испании можно встретить денежную единицу эскудо = 100 сентимо. С 1873 г. и до настоящего времени основными денежными единицами Испании являются песета и сентимо.

КВАТТРИНИ [ит. quattrini] — денежная единица, находившаяся в обращении в итальянском герцогстве Тоскана. 1 кваттрини = 1/60 лиры= 1/3 сольди = 1/5 крази (1 лира = 12 крази = 20 сольди = 60 кваттрини). Ряд почтовых марок Тосканы 1851 —1859 гг. имеет номинал, выраженный в указанных денежных единицах.

КЕНЕТА [keneta] — денежная единица Гавайских островов. 1 кенета = 1 центу = 1/100 доллара (дала). Номиналы некоторых почтовых марок Гавайских островов, выпущенных в 1864—1871 гг., выражены в кенетах.

КЕРШ (куруш) [guerche] — денежная единица, курсирующая в Саудовской Аравии и в Омане договорном. 1 керш = 1/20 рияла = 5 халалам (1 риал = 20 кершам = 100 халалам). До 1928 г. в Саудовской Аравии курсировал пиастр, поэтому номиналы марок, выпущенные до этого времени, выражены в парах и пиастрах.

КЕТЦАЛ [quetzal] — денежная единица Гватемалы. 1 кетцал = 100 сентаво.

КИНТАР [tqintar] —- см. Лек

КИП [kip] — см. Ат.

КЛАССИКА (филателистическая классика) — первые ранние почтовые марки, выпускавшиеся той или иной страной до начала выпуска коммеморативных марок. Термин «Классика» относится, главным образом, к маркам, выпущенным в XIX и начале XX веков. Марки этого периода обычно отличаются небольшим форматом, однообразностью рисунков (портреты, гербы государств) и монотонностью цветового решения. Часть марок РСФСР и некоторые марки СССР, выпущенные в 20—30-х гг. (стандартные выпуски), могут быть отнесены к классике.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЧТОВЫХ МАРОК. Все марки, выпущенные различными государствами с 1840 г. до настоящего времени, классифицируются по следующим признакам:

1. По назначению: почтовые, почтово-благотворительные, частные.

2. По внешней форме и очертанию: прямоугольные (с горизонтальным и вертикальным расположением рисунка), квадратные (с расположением рисунка по одной из сторон квадрата или по диагонали квадрата), ромбовидные, треугольные, пятиугольные, шестиугольные, восьмиугольные, овальные, круглые, своеобразной формы (например, марка Сьерра-Леоне; см. Формы марок) и блоки.

3. По формату (размеру): большие (крупноформатные) и малые (малоформатные).

4. По характеру перфорации: беззубцовые, зубцовые (рамочная, линейная и гребенчатая зубцовка, каждая из которых может быть простой, комбинированной и сложно-комбинированной, за исключением рамочной, которая сложно-комбинированной быть не может).

5. По теме изображения: стандартные, коммеморативные (к которым наряду с памятными относятся также новогодние, рождественские, рекламные, траурные и т. п.).

6. По характеру применения в почтовом ведомстве: служебные, доплатные, телеграфные, газетные, авиационные, почтмейстерские, местные, земские, контрольные и специального назначения.

7. По времени выпуска: классические и современные.

8. По отношению к государственному бюджету: деньги-марки, сберегательные, безвалютные.

9. По наличию надпечатки: с изменением номинала, без изменения номинала (памятная надпечатка).

10. По степени использования: негашеные и гашеные.

См. по видам.

КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА — то же, что и Резцовая гравюра.

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ — коллекционирование почтовых марок, основным принципом которого является собирание всех марок страны, или группы стран, или всего мира с размещением их в хронологическом порядке. В классической филателии наиболее важное значение придается не столько характеру изображения на марке, сколько способу печати, цвету, сорту бумаги, водяным знакам, зубцовке, наличию и характеру клея и пр. — т. е. чисто внешним признакам марки и ее разновидностям. В XX веке, в связи с выпуском большого количества коммеморативных марок, наиболее распространенным стало тематическое коллекционирование, при котором важнейшее внимание уделяется изображению на марке (См. Тематическая коллекция). Классическая филателия предусматривает создание хронологической коллекции на основании каталогов, с обязательным включением в коллекцию всех разновидностей и редкостей.

КЛЕЕВОЙ СЛОЙ — тонкий равномерный слой, наносимый на оборотную сторону отпечатанного марочного листа, который при увлажнении приобретает свойство липкости. Клеевой слой обеспечивает прочное сцепление марки с почтовым отправлением. Применяются различные рецептуры клеев, преимущественно растительного происхождения (гуммиарабик, декстрин) с добавками животных клеев (желатин). Они наносятся на марочные листы с помощью специальной, так называемой гуммировально-лакировальной машины. В ряде тропических стран с высокой влажностью климата выпускают марки без клеевого слоя, так как наличие его приводит к склеиванию листов марок. В зависимости от рецептуры применяемого клея он может быть белым, бежевым, желтоватым, матовым или глянцевым.

КЛЕММ-ТАШЕ [нем. Klemme тиски + Tasche карман] — специально изготовленные из синтетической пленки двухслойные полосы, скрепленные между собой по одной стороне, предназначенные для сохранения почтовой марки. Один из двух слоев окрашен в черный цвет, наружная сторона бывает гуммированной. Другой слой — прозрачный. Отрезанная по размеру марки полоска образует индивидуальный карманчик, в который вкладывается марка, прочно удерживаемая полосками. Благодаря наличию гуммированного слоя марка с клемм-таше может быть наклеена в альбом. Известны клемм-таше и без клеевого слоя; в этом случае прикрепление марки в альбом производится с помощью обычных наклеек. Ширина клемм-таше различна — от двух сантиметров (для малоформатных марок) до весьма широких лент, предназначенных для сохранения блоков, конвертов и пр.

КЛИШЕ — печатная форма высокой печатирельефными печатающими элементами) для полиграфического воспроизведения изображения. Изготовляется из цинка, дерева, линолеума, магния, латуни, меди и пр. Наиболее распространены цинковые клише, при изготовлении которых изображение наносят на цинковую пластину фотомеханическим способом (см. Копирование), а затем углубляют промежутки между печатающими элементами химическим или электролитическим травлением. В зависимости от характера репродуцируемого оригинала изготовляют штриховые клише и растровые (автотипные) клише.

КЛЯЙНБОГЕН [нем. klein малый + Bogen лист] — своеобразный филателистический сувенир, представляющий собой отдельный малоформатный лист с небольшим количеством марок (одного или нескольких рисунков), выпускаемый одновременно с марками на обычных (меньшего размера) марочных листах. Нередко на кляйн-богене имеются обрамление, перфорация (как и на марках, выпускаемых большими марочными листами), надписи.

Советские почтовые марки, выпускавшиеся небольшим количеством на марочном листе (например, №№ 15—17, печатавшиеся группами по 4 экземпляра — 2х2), не могут быть отнесены к кляйнбогенам, так как они издавались как обычные знаки почтовой оплаты, а не как филателистические сувениры. В качестве примера кляйнбогена можно привести выпуск, осуществленный Чехословацкой Социалистической Республикой в 1962 г., посвященный международной выставке марок «Прага—62». Наряду с серией марок, посвященной этому событию (Lipsia, №№ 1362—1366), были выпущены отдельные листы (кляйнбогены) с двумя марками из этой серии на каждом листке (Lipsia, №№ 1362— 1363) с эмблемой выставки между марками.

В отличие от памятных блоков, которым при выпуске присваивается очередной номер для каталога (как и любой марке), кляйнбогену номер не присваивается, так как его выпуск не считается самостоятельной эмиссией, а является лишь модификацией марочного листа.

КЛЯССЕР [лат. clasis — разряд, класс] — филателистический альбом специального изготовления, предназначенный для хранения марок. Представляет собой отдельные сброшюрованные листы черного (белого) картона, на обеих сторонах которого имеется несколько рядов целлофановых полос по ширине листа, служащих карманами, в которые вставляются марки. Удобство хранения марок в кляссерах заключается в том, что отпадает необходимость в наклейке марок, а это создает возможность не повреждать клеевого слоя. Кроме того, пользование кляссером позволяет филателисту перемещать марки по его усмотрению в любое свободное место кляссера. Форматы и размеры кляссеров бывают самыми различными, от 2—4-стра-ничных карманного формата до крупноформатных, объем которых достигает 32—40 страниц.

«КОВЁР» — вид водяного знака на бумаге, применявшийся для печатания советских почтовых марок в 1925—1936 гг. Водяной знак «ковер» является наиболее распространенным и встречается почти на всех марках этого периода.

марки Ковер Водяной знак «ковер»

КОЛЕР [лат. color — цвет] — цвет краски, ее тон.

КОЛЛЕКЦИОНЕР — в общем смысле собиратель однородных предметов (почтовых марок, открыток, монет, экслибрисов, книг или других предметов), образующих коллекцию. См. Филателист.

КОЛЛЕКЦИОННЫЕ МАРКИ — отборные экземпляры почтовых марок, отвечающих филателистическим требованиям. См. Качество марок.

КОЛЛЕКЦИЯ МАРОК [лат. col lectio — собрание] — систематизированное собрание почтовых марок, представляющее научный, исторический, художественный или другой интерес. Коллекция марок может быть хронологической (см. Классическая филателия) или тематической (см. Тематическая коллекция). В первом случае коллекция объединяет все марки с разновидностями одной страны или группы стран, во втором — марки, подобранные по одной какой-либо теме, безотносительно к принадлежности их к той или иной стране.

КОЛОН [colon] — денежная единица Сальвадора и Коста-Рики. В Сальвадоре 1 колон =100 сентаво, а в Коста-Рике 1 колон =100 сентимо. До 1901 г. в Коста-Рике и до 1912 г. в Сальвадоре вместо колона была в обращении денежная единица песо = 8 реалам.

КОЛОРИТ [фр. colons, от лат. color — цвет] — характер взаимосвязи цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности. В зависимости от преобладания тех или иных красок в художественном произведении (репродукции, почтовой марке) колорит может быть светлым и темным, холодным (когда преобладают синие и зеленые цвета) и теплым (когда преобладают красные, оранжевые и желтые цвета), а также спокойным или напряженным (в зависимости от сочетания красок).

КОМБИНИРОВАННАЯ ЗУБЦОВКА — разновидность перфорации марок, характеризующаяся различным размером зубцовки вертикальных и горизонтальных краев марки. Примеры комбинированной зубцовки 12:121/2, 121/2:12, 14:141/2 и т. п. В данном примере зубцовка горизонтальных размеров соответственно составляет 12, 121/2. 14, а вертикальных 121/2, 12, 141/2.

Происхождение комбинированной зубцовки связано с тем, что иногда по производственным причинам приходится производить перфорацию марочных листов не на одной, а на разных машинах, имеющих различное количество игл на 1 погонный сантиметр перфорирующей гребенки. Для обозначения комбинированной зубцовки указывают оба размера, причем вначале указывается зубцовка верхнего (горизонтального) края марки, а затем правого (вертикального) ряда — т. е. по часовой стрелке. См. также Сложно-комбинированная зубцовка.

КОМБИНИРОВАННАЯ ПЕЧАТЬ — печатание многоцветных изображений двумя различными способами печати: например, способом плоской печати (офсет, фототипия) и способом высокой (типографской) печати. К комбинированной печати почтовых марок прибегают, главным образом, в тех случаях, когда при репродукции цветных оригиналов один из способов, в силу его несовершенства, не мог обеспечить нужной точности цветовой передачи либо по другим техническим причинам.

Примером комбинированной печати могут послужить блоки, посвященные 50-летию со дня смерти известного русского художника К. А. Савицкого (№№ 1875 и 1876), в которых текстовая часть блоков (надписи) отпечатана типографским способом (высокая печать), а иллюстрационная — способом фототипии (плоская печать). Другим образцом могут служить многочисленные надпечатки, в большинстве своем выполненные типографским способом на марках, отпечатанных различными другими способами печати.

Известно, что металлография (гравюра) относится к способу глубокой печати. Однако сочетание ее с растровой глубокой печатью можно отнести к комбинированной печати, так как, несмотря на один принцип построения печатающих элементов, в данном случае применяются различная технология изготовления печатной формы и разные печатные машины. Примеры сочетания растровой глубокой печати и металлографии на советских марках: № 2611 (портрет Р. Тагора) фон и текстовая часть — глубокая печать, портрет — металлография; то же 2630 (портрет В. Г. Белинского) и др.

КОМБИНИРОВАННЫЕ КЛИШЕ — клише, воспроизводящие оригинал, в котором сочетаются тоновые и штриховые элементы. Находят сравнительно широкое применение при печатании почтовых марок. Примеры комбинированных клише можно видеть на марках: № 2136 — эмблема Всесоюзной промышленной выставки (клише черной краски содержит штриховые и растровые элементы); № 3313 — блок в ознаменование XIV первенства Европы по баскетболу (коричневая краска содержит штриховые и растровые элементы).

КОММЕМОРАТИВ [фр. comme как + memoria память] — см. Коммеморативные марки.

КОММЕМОРАТИВНЫЕ КОНВЕРТЫ — [См. Коммеморатив] — маркированные конверты, на которых, помимо почтовой марки, напечатано изображение, связанное с памятной датой, к которой они приурочены (например, портреты выдающихся лиц, изображение событий и т. п.). См. Маркированные конверты.

КОММЕМОРАТИВНЫЕ МАРКИ [см. Коммеморатив] — памятные почтовые марки, выпущенные в ознаменование события, знаменательной даты или юбилея выдающейся личности. В отличие от так называемых классических марок (см. Классика) с их однообразным оформлением и строгой композицией, коммеморативные марки являются художественной миниатюрой, отражающей событие, в честь которого они выпущены. На коммеморативных почтовых марках могут быть изображены портреты, скульптуры, пейзажи, репродукции с картин, рисунки. Эти знаки почтовой оплаты отличаются оригинальной композицией, отличным полиграфическим исполнением, многокрасочностью, хотя возможны и однокрасочные решения (гравюра). Впервые коммеморативные марки вошли в обращение в 80-х гг. прошлого столетия. В России первые коммеморативы были выпущены в 1905 г.

Первые советские коммеморативные марки выпущены в 1921 г. Они посвящены четвертой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Советские коммеморативы быстро завоевали признание филателистов (и не только в СССР, но и за рубежом) и вскоре стали основным типом почтовых марок. Они отражают важнейшие события в жизни нашего общества: его революционную историю, великие свершения народа в борьбе за построение коммунизма, бессмертные подвиги героев, знаменательные юбилеи и т. д.

КОМПОЗИЦИЯ [лат. compositio — составление, сочинение] — построение, структура художественного произведения, обусловленные его идейным содержанием, а также характером и назначением. В изобразительном искусстве композиция охватывает сюжетно-тематическую разработку произведения и зависящие от нее распределение фигур и предметов в пространстве, цвета и т. д. Иногда композицией называется также сложное многофигурное произведение живописи и скульптуры. Понятие композиции в филателии, применимо при оценке художественных достоинств почтовых марок, а также по отношению к тематической коллекции или построению филателистического исследования.

КОНВЕРТ — пакет из бумаги, служащий для вкладывания в него пересылаемой корреспонденции или для упаковочных целей. Различают маркированные и немаркированные конверты. На первом типе конвертов обязательно напечатано изображение почтовой марки. См. Маркированные конверты. Кроме того, различают так называемые Коммеморативные конверты, выпускаемые к памятным датам. Для изготовления конвертов существуют специальные конвертные машины.

КОНВЕРТ МАЛРЕДИ — почтовый конверт, выпущенный в Англии в мае 1840 г. (почти одновременно с первой маркой «черный пенни») с рисунком, гравированным Уильямом Малрэди. Вышло два конверта — достоинством в 1 пенни и 2 пенса. Конверт Малреди, по существу, является первым маркированным конвертом, предшественником российских «штемпельных кувертов». Благодаря широкому распространению в Англии нового знака почтовой оплаты — марки с клеевым слоем на обороте, конверты Малреди сравнительно быстро вышли из употребления. Они являются в настоящее время редкостью и представляют собой известную филателистическую ценность.

КОНВЕРТ «ПЕРВОГО ДНЯ» — конверт с почтовой маркой, погашенной календарным или специальным штемпелем в первый день выпуска марки в почтовое обращение. Коллекционирование конвертов «первого дня» является самостоятельной областью филателии и привлекает многих любителей. Примером конверта «первого дня» могут служить конверты с наклеенными на них марками (одной из них) №№ 2997—3002, посвященные теме «Освоение космоса», которые были выпущены 28 декабря 1963 г. и гасились в Москве на почтамте и международном почтамте специальными штемпелями с надписью на русском и английском языках: «Первый день» (PREMIER JOUR—FIRST DAY). Подобные конверты относятся к так называемым цельным вещам.

марки КПД Конверт «первого дня»

КОНГРЕВ, конгревное тиснение — способ рельефного тиснения, при котором шрифт или изображение получается возвышающимся в разной степени над углубленным фоном вокруг рельефа или над общим уровнем марки или блока. См. Тиснение, Блинтовое тиснение.

«КОНСУЛЬСКИЕ» МАРКИслужебные марки, выпущенные в 1922 г. (№№ 41—48). Предназначались для оплаты весового сбора на пересылку авиапочтой служебной корреспонденции советского посольства и других советских организаций из Берлина в Москву. «Консульские» марки представляют собой крупноформатные гербовые знаки дореволюционной России, применявшиеся для взимания консульской пошлины (отсюда и название «консульские» марки), на которых была сделана надпечатка красной краской «Воздушная почта. Р.С.Ф.С.Р.» и номинала, выраженного в германских денежных единицах — марках.Всего было выпущено восемь знаков с номиналом от 12 до 1200 германских марок.

«Консульские» марки, как правило, наклеивались не на почтовые отправления, а на сопроводительные описи-реестры к ним. Гасились они чернилами или химическим карандашом. Как общепринятые знаки почтовой оплаты, предназначенные для франкировки писем, «консульские» марки в продаже не были, хотя впоследствии, после изъятия их из почтового обращения, небольшая часть оставшихся марок была пущена в продажу (для коллекционеров). Тиражи «консульских» марок были ограниченными, находились они в обращении недолго, и потому в настоящее время они являются редкостью.

КОНТРОЛЬНЫЕ МАРКИ — выпущенные в 1900-х гг. в России марки, наклеивавшиеся в сберкнижку

вкладчика в подтверждение внесенного вклада. Контрольные марки были выпущены стоимостью в 25,50 коп., 1, 3, 5, 10, 25 и 100 руб. В 1918 г., в связи с острым недостатком новых почтовых марок, контрольные марки (по указанию Наркомпочтеля) применялись как почтовые. Погашенные почтовым штемпелем, они представляют коллекционный интерес.

КОНТРОЛЬНЫЙ ШТЕМПЕЛЬ — почтовый календарный штемпель, который ставится в пункте прибытия почтовой корреспонденции с указанием даты прибытия.

В XIX веке контрольный штемпель ставился в пограничных почтовых учреждениях на письмах, направляемых за границу и поступающих из-за границы.

КОНТУР — очертание, линии, определяющие внешнюю форму изображения.

КОНТУРНЫЙ ШРИФТ — шрифт, в котором основные штрихи букв изображены не в виде сплошных линий той или иной насыщенности, а лишь по контурам, с просветом между контурными линиями. Пример применения контурного шрифта можно видеть на почтовых марках: №№ 2660—2664 («Почта СССР»), выпущенных в честь XXII съезда КПСС; № 3314 («Почта СССР») — блок, выпущенный в честь 48-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

КОПЕЙКА — денежная единица СССР. 1 копейка = 1/100 рубля. Номиналы ранних выпусков почтовых марок Эстонии (1918 г.), Финляндии (1856—1860 гг.), Латвии (1918—1922 гг.) выражены в копейках. Номиналы почтовых марок Тувы 1926—1936 гг. также выражены в копейках.

КОПИРОВАЛЬНО-МНОЖИТЕЛЬНАЯ МАШИНА — машина для копирования форм с повторением изображения (почтовых марок, этикеток и т. п.). Рама копировально-множительной машины с негативами (диапозитивами) передвигается в двух взаимно-перпендикулярных направлениях и экспонирование производится по участкам пластины. См. также Фотосборочная машина.

КОПИРОВАНИЕ — процесс переноса фотографического изображения на поверхность будущей печатной формы. На металлическую (алюминиевую, цинковую) пластину наносят светочувствительный слой (хромированый альбумин, хромированная желатина или хромированный поливиниловый спирт). Затем пластину помещают в копировальную раму, на ней размещают групповой (сборный) негатив и после создания вакуума (разрежения) в раме, вызывающего контакт негатива с пластиной, подвергают действию света. Подвергшиеся действию света участки (светлые места негатива) задубливаются и становятся не растворимыми в воде; участки, находившиеся под темными местами негатива, т. е. не подвергавшиеся воздействию света, остаются растворимыми. После экспозиции пластина обрабатывается водой, в результате чего вымываются (растворяются) те участки светочувствительного слоя, которые не подвергались действию света. Затем пластина помещается в кювету с красителем (метилвиолет), окрашивающем задубленный светочувствительный слой. Таким образом, на металлической пластине оказывается копируемое изображение. В результате дальнейшей обработки пластины (травление) она превращается в печатную форму клише.

КОРАБЕЛЬНАЯ ПОЧТА — то же, что и Морская почта.

КОРДОБА [cordoba] — денежная единица Никарагуа. 1 кордоба = 100 сентаво.

КОРОБЛЕНИЕ — деформация бумаги, связанная с изменением ее размеров. Является следствием уменьшения влажности, происходящей из-за поглощения влаги волокнами, из которых изготовлена бумага. Различают линейную деформацию и деформацию на скручивание. Первая имеет значение при многокрасочном печатании; вторая — при обработке марочных листов и хранении марок (а также этикеток или другой гуммированной продукции).

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ [фр. corres-pondance — переписка] — письма, почтовые отправления, переписка между отдельными лицами или учреждениями. Другое значение — сообщение с мест, помещаемое в газете или журнале сотрудником (корреспондентом) этого издания.

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ — один из видов тематического коллекционирования, главной темой которого является освоение человеком космического пространства. Почтовые ведомства СССР, социалистических стран и многих других государств мира посвятили космическим полетам и запускам научных космических станций на Луну и в сторону планет солнечной системы специальные серии марок, выпуски блоков, спецгашения. Только в связи с первым полетом человека в космос, который осуществлен гражданином СССР Юрием Гагариным, вышло более ста марок, выпущенных в разное время различными странами.

Космическая филателия привлекает к себе многих любителей не только в нашей стране, но и за рубежом. Советские почтовые марки, посвященные первому в мире искусственному спутнику Земли, запущенному в СССР, и другим достижениям нашей страны в освоении космоса, пользуются неизменным успехом у филателистов всего мира. Некоторые из них уже становятся редкими.

Космическая филателия, хотя является еще молодой отраслью коллекционирования (зарождение ее относится к 1957 г. — запуску первого советского спутника Земли), накопила уже достаточно богатый материал по истории освоения человеком космического пространства.

КРАН [перс. Krans] — денежная единица Ирана, находившаяся в обращении с начала XIX века и замененная в 1930 г. риалом. Кран = 1/10 тумака. Денежная единица кран была в обращении до 1927 г. и в Афганистане.

КРАСКОПРОГОН — единица измерения количества красочной печати. Краскопрогоном называется каждое соприкосновение листа (в частности, марочного), на котором производится печать, с печатной формой (оттиск). При печатании на однокрасочных печатных машинах количество краскопрогонов и количество листопрогонов совпадают, а при печатании на многокрасочных машинах краекопрогонов во столько раз больше, сколько красок оттискивается за один прогон через машину.

КРАСОЧНОЕ ТИСНЕНИЕ — см. Тиснение.

КРАСОЧНОСТЬ — количество красок, примененных для печатания той или иной репродукции или марочного листа.

КРЕЙЦЕР [нем. Kreuzer] — денежная единица ряда европейских стран. В Австрии до 1857 г. крейцер=1/60 гульдена, а затем, до 1900 года, — 1/100 гульдена. В Венгрии до 1900 г. крейцер = 1/100 форинта (эквивалентного гульдену).

КРОНА (чешек, koruna, шведск. krona — корона] — денежная единица некоторых европейских стран. Происхождение названия «крона» связано с короной, чеканившейся на монетах многих стран. Чехословацкая крона (koruna)=100 геллерам. Крона Швеции, Норвегии, Дании = 100 эйре. Исландская крона =100 аурарам (aurar) или эйре. С 1898 г. до 1918 г. крона = 100 геллерам (филлерам), курсировала в Австро-Венгрии, а затем, до 1925 года, — в Австрии и в Венгрии. В Польше крона (korona) находилась в обращении до 1924 г. и составляла 100 галер. С 1928 по 1940 гг. курсировала в Эстонии и составляла 100 сенти или саяк.

КРОЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ — свойство тонкого слоя краски закрывать цвет подложки, на которую данная краска нанесена — обратная величина прозрачности краски. Наибольшей кроющей способностью обладает черная краска. Из цветных красок наибольшей кроющей способностью отличается желтая.

КРОЮЩИЕ КРАСКИ — печатные краски, отличающиеся от прозрачных большой рассеивающей способностью и сильно поглощающие свет даже в тонком слое. Не изменяют своего цвета при печатании на цветных бумагах или цветных оттенках других красок: они закрывают собой цвет бумаги или нижележащей краски. Для трехцветной печати непригодны, так как последняя основана именно на сочетании трех основных красок — желтой, красной и синей — и получении, таким образом, всевозможных смешанных цветных оттенков.

КРУГЛЫЕ МАРКИпочтовые марки, имеющие форму круга, выпускавшиеся в ранний период (1850-1900 гг.) различными странами. Первая круглая почтовая марка появилась в Британской Гвиане в 1850 г. Вскоре круглые марки были выпущены в Индии. С 1870 г. по 1892 г. подобные знаки почтовой оплаты были пущены в обращение в Афганистане. Известно несколько круглых марок Земской почты России. Из-за неудобства пользования ими выпуск их был на длительное время повсеместно прекращен. В 1963 г. они появились вновь — теперь на острове Тонга (остров Дружбы), расположенном в Тихом океане. До 1963 г. этот остров был колонией Англии. Получение им независимости было ознаменовано выпуском марок круглой формы, отпечатанных на фольге из золота.

КРУЗЕЙРО [Kruzeiro] — денежная единица Бразилии. 1 крузейро = 100 сентаво. До 1942 г. в Бразилии был в обращении мильрейс = 1000 рейсам.

КРУПНОФОРМАТНЫЕ МАРКИ — почтовые марки, выпускавшиеся в ряде стран. Значительно превышают привычные общепринятые размеры. Самыми большими являются марки, выпущенные Китаем в 1913—1914 гг. Размер их составляет 25х7 см! В 1865 г. в США издавались марки размером 51х95 мм. Из других крупноформатных знаков почтовой оплаты можно отметить марки Фернандо По 1899 г. и Эквадора 1938 г. Громоздкость крупноформатных марок и неудобство пользования ими привели к тому, что выпуск их прекращен всеми странами.

КСИЛОГРАФИЯ [гр. xylon (срубленное) дерево + grapho пишу] — ручной способ изготовления изобразительных форм высокой печати гравированием рисунка на дереве. Различают обрезную и торцовую ксилографию. Она позволяет в достаточной степени точно воспроизводить не только штриховые, но и полутоновые изображения. В последнем случае полутона оригинала в процессе изготовления разлагают на отдельные штриховые элементы различной толщины, расположенные на больших или меньших расстояниях друг от друга.

Ксилография дает возможность сделать 40—50 тысяч оттисков. Для больших тиражей (свыше 50 тысяч) с ксилографических гравюр делают гальваноклише.

Образцами почтовых марок, клише для которых выполнены методом ксилографии, могут служить марки №№ 3266, 3267, 3316, 3371, 3409—3411 и др.

КУВЕРТЫ — см. «Штемпельные куверты».

КУПЕЧЕСКАЯ ПОЧТА — частная почта, организованная фламандскими и итальянскими купцами в некоторых европейских странах на рубеже XV и XVI веков. Купеческая почта имела своего почтмейстера и просуществовала около ста лет, пока английские купцы не потребовали от своего правительства устранения от руководства почтой фламандцев и итальянцев, задерживающих их корреспонденцию. С этого времени частная купеческая почта в Англии была ликвидирована. Однако на территории старых немецких государств частная почта Турн-и-Таксисов просуществовала еще не одну сотню лет.

Купеческая почта действовала и в других странах. Например, в 1863 г. русские купцы сыграли прогрессивную роль в развитии монгольской почты. Они организовали регулярную доставку легкой почты (тюки с письмами, газетами весом до 1 пуда), а также тяжелой почты (весом до 25 пудов).

КУПОН — дополнительная часть некоторых почтовых марок, являющаяся необязательной; по желанию отправителя может быть отделена от марки. Купон беззубцовых марок отделяется ножницами, а зубцовых — с помощью перфорации, соединяющей марку с купоном. Купоны печатаются с разными целями — информационными, рекламными, пропагандистскими и др. В Бельгии издавались почтовые марки с купонами, на которых была надпись «В воскресенье не доставлять». См. «Воскресные» марки. Ряд стран выпускал марки с купонами, текст которых рекламировал различные товары. На купонах советских марок обычно помещаются цитаты или изречения поэтов и писателей, в честь которых выпущена марка. Образцами советских марок с купонами могут служить №№ 1439, 1441, 259® и др.

КУРСОРИУС [лат. cursorius — быстробегущий] — пеший гонец древнеримской почты.

КУРСУС ПУБЛИКУС [греч. cursus publicus — от лат. cursus — бежать, быстро передвигаться и publicus — общественный] — название древнеримской почты (27 год до нашей эры — 14 год нашей эры). См. Древнеримская почта.

КУРУШ [Kurus (пиастр)] — денежная единица Турции. 1 куруш = 1/100 лиры=40 парам. Термин «куруш» бытует в Саудовской Аравии для обозначения курсирующей там денежной единицы — герш.

КЬЯТ [kyat] — денежная единица Бирмы (Бирманского Союза), находящаяся в обращении с 1953 г. 1 кьят = 100 пья.

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я